Тест по психологии; Мышление

Тест по психологии «Мышление»

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Тест “Мышление”

1. Мышление, которое осуществляется при помощи логических операций с понятиями, называется … мышлением.

+а) словесно-логическим

б) наглядно-действенным
в) наглядно-образным

2. Укажите, что из перечисленного ниже не является формой мыслительного процесса:
а) понятие;

г) решение проблем;

3. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это:
а) классификация

4. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как:
+а) самостоятельность

5. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является именно такое мышление:
а) наглядно – образное

б) наглядно – действительное

+в) словесно – логическое

6. Форма мышления, выделяющая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:
а) умозаключением

+в) суждением

7. Умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления, как:
+а) самостоятельность

8. Теоретическое и практическое мышление различают по:
+а) типу решаемых задач

б) активности субъекта

в) характеру обобщений

9. Психологический процесс, связанный с поиском и открытием новых знаний на основе творческой действительности человека, называется:
а) внимание

10. Основная особенность творческого мышления:
а) способность реагировать на внутренние и внешние действия
б) умение извлекать главное
+в) умение анализировать любые проблемы, устанавливать логическую связь

11. Абстрактно – логическое мышление идентично:
+а) понятийному мышлению

б) логическому мышлению

в) практическому мышлению

12. Что такое понятие:
а) деятельность, осуществлённая с реальными предметами
б) вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности
в) отражение общих и существенных свойств предметов или явлений

13. Что такое практическое мышление?
а) мышление, заключающееся в деятельности осуществляющееся реальным предметом
+б) мышление, связанное с практической деятельностью
в) мышление, когда из памяти извлекаются образы и воссоздаются воображения

14. Наглядно – образное мышление ярко проявляется в возрасте:
а) 7 – 8 лет

15. Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного “охватывания” структуры ситуации или задачи представляет собой мышление:
а) аналитическое

+б) интуитивное

16. К формам мышления относят:

17. Мотивом, началом движения мышления становится появление … ситуации:

+ б) проблемной

18. Ассоциация – это связь между психическими явлениями по признакам: 1) сходства; 2) контраста; 3) пространственно-временных отношений; 4) причинно-следственных отношений.

19. К формам мышления относится:

а) воображение, представление, фантазия

б) конвергенция и дивергенция

в) синтез, анализ, сравнение

+ г) понятие, суждение, умозаключение

20. Мысленное выделение существенного (в данных условиях) свойства при одновременном игнорировании остальных свойств — это.

+ г) абстракция

1. Понятийное мышление – это:
а) мышление, опирающиеся на образы
+б) использование определённых понятий
в) извлечение образов, воссоздающихся воображением

2. Укажите, что не является видом мышления:
а) продуктивное мышление;
+б) непроизвольное мышление;
в ) практическое мышление

г) реалистическое мышление;
д) аналитическое мышление;
е) теоретическое мышление;
ж) индивидуальное мышление;

3. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях – это:
+а) интеллект

4. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется таким мышлением:
а) абстрактным

+б) наглядно – действительным

в) словесно – логическим

5. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:
+а) классификация

6. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно нам как:
а) классификация

+б) обобщение

7. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов проявляется такое качество мышления, как:
а) широта

8. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность является существенными характеристиками такого мышления:
а) наглядно – действенного

+б) понятийного

9. Высшая форма мышления:
а) анализ

+б) умозаключение

10. Что необходимо для решения сложной мыслительной задачи:
а) решение задачи путём решения предыдущих
+б) умело выбрать пути решения
в) сосредоточиться

11. Обобщение – это:
а) установление сходства и различия между предметами
+б) общий вывод мыслительных операций
в) отделение существенного от не существенного

Читайте также:  Простатит как лечить в домашних условиях, что это такое и чем опасен

12. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:
+а) наглядно – образного

б) словесно – логического

13. В том, что мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени, заключается одна из важных особенностей мышления:
+а) практического

в) аналитического (логического)

14. Психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности называется:

+ б) мышлением

15. К операциям мышления относят:

+г) обобщение

16. Каждый акт мышления включает в себя воображение, благодаря которому становится возможной:

+а) абстракция
б) сосредоточение сознания
в) экстраполяция и интерполяция
г) избирательность и направленность сознания

17. Под интеллектом понимается:

а) направленность и сосредоточенность сознания на определённом предмете
+б) общая способность к познанию и решению проблемных задач, обеспечивающая успешность любой деятельности
в) запас слов

18. К основным видам мышления по характеру решаемых задач относятся:

а) патогенное, саногенное
б) дискурсивное, интуитивное
в) интуитивное, рациональное
+г) теоретическое, практическое

19. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей — это.

а) внутренняя речь

+г) интеллект

20. Специальная человеческая психическая функция, определяемая как процесс общения посредством языка, называется:
а) мышлением;

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Пилипенко Валентина ВасильевнаНаписать 15089 20.12.2019

Номер материала: ДБ-870508

  • Другое
  • Тесты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    20.12.2019 45
    20.12.2019 3878
    20.12.2019 38
    20.12.2019 103
    20.12.2019 29
    20.12.2019 176
    20.12.2019 39
    20.12.2019 46

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Формы мышления

Вы здесь

Формы мышления характеризуют структурное строение высказываемых мыслей. Основные формы мышления включают в себя понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — это форма мышления, отражающая класс однородных объектов на самом высоком уровне обобщения посредством фиксации их общих признаков. В качестве признаков выступают свойства и отношения между объектами. Другими словами, понятие — это мысль о целом классе объектов (предметов или явлений), выделяющая их главные, взаимосвязанные между собой общие свойства и характеристики. Это внутреннее, мысленное психологическое представление об общих свойствах объектов. Произнеся понятие «дерево», человек выделяет из огромного растительного мира класс растений, которые имеют штамб солидных размеров и мощную крону, образованную системой ветвей.

Трудно представить жизнь человека, лишенного возможности оперировать понятиями. Чтобы безошибочно ориентироваться в мире, потребовалось бы каждому предмету, относящемуся к одному и тому же классу (например, каждой из рядом стоящих в лесу сосен), давать свое, только ему принадлежащее название («имя»).

Понятия бывают общие и единичные, конкретные и абстрактные. Общие понятия относятся к некоторой группе объектов, объединенных, как правило одним и тем же названием и обладающих одинаковыми признаками. Так, понятие «темперамент» относится ко всем людям. Единичные понятия характеризуют свойства, относящиеся к одному объекту. Указывая, например, на сангвинический тип темперамента данного человека, мы отражаем единичное свойство.

Конкретные понятия относятся ко вполне определенному, легко представляемому объекту (например, понятие «кора головного мозга»). Абстрактные же отражают свойства и явления объектов, которые трудно представить и классифицировать (например, понятие «психическое развитие»).

Оперирование с понятиями относится к высшему уровню мышления, характерному для его словесно-логического вида. Этот вид свойствен человеку начиная с определенного возраста и продолжает совершенствоваться практически всю его жизнь. Понятие рассматривается как форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных конкретных предметов, явлений и выделения в них существенных признаков.

Читайте также:  Ребенок сильно потеет причины, что это значит

Имеется две стратегии усвоения понятий — экземпляра и проверки гипотезы.

Понимание. Различают непосредственное понимание, когда понятие после немногочисленных мыслительных операций формируется по принципу «здесь и сейчас»; опосредованное (дискурсивное), формируемое в процессе многих мыслительных операций.

Суждение — процесс (или результат) формирования мнения или заключения, основанного на ранее осознанной информации. Суждение проявляется в утверждении, предположении, критике, заявлении, настаивании и т.п. Это результат способности индивида понимать и в этом качестве включает в себя осознание всевозможных связей между предметами, явлениями и процессами. «Общительный человек — добрый человек» — не бесспорное, но частное возможное суждение какого-то индивида, сформированное у него на основе личного опыта взаимодействия с другими людьми.

Различают типы суждений:

  • формальное, характеризующее сам факт взаимосвязи между объектами без акцента на их истинность или ложность («голубое небо» — истинность этого суждения определяется предшествующими суждениями, относящимися к разговору о небе);
  • эмпирическое, характеризующее факт взаимосвязей между объектами как результат наблюдения за ними и, следовательно, предоставляющее возможность проверки их истинности («посмотри, какое небо голубое!»).

Умозаключение — высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате оперирования с другими понятиями и суждениями. Умозаключения формируются часто на основе суждений предшествующих заключению, и служат доказательством, добытым логическим путем. «Флегматик — человек спокойного нрава. Петров — спокойный человек, значит, он флегматик». Здесь два суждения («флегматик — человек спокойный» и «Петров — спокойный человек») приводят к умозаключению, что Петров является флегматиком. Конечно, спокойствие Петрова может обеспечиваться его сильной волей (даже если он имеет холерический темперамент), но такова уж нить мыслительных операций у автора этого умозаключения.

Чаще всего на практике используются такие типы умозаключений:

  • индукция — когда из частных суждений и понятий на основе логических операций формируются более общие (пример: все собаки имеют хвост, четыре лапы и лают; это мохнатое существо — на четырех лапах с хвостом и лает, следовательно, перед нами собака); дедукция — когда в результате логических операций из общего знания об объектах формируются более частные сведения, следствия (пример: все летчики — люди смелые; Иванов — летчик, следовательно, человек смелый);
  • аналогия — когда умозаключение базируется на схожести наиболее значимых признаков психологических объектов;
  • предположение — когда умозаключение формируется на базе вероятностных понятий и неполной информации об изучаемом объекте (например, о том, что планета Земля имеет форму шара и вертится вокруг Солнца, Н. Коперник предположил в 1543 г. в своей книге «О вращениях небесных сфер» на основе наблюдений периодически сменяющихся явлений дня и ночи лета и зимы).

Понятие логической формы (формы мышления)

Как было отмечено выше, к основным формам абстрактного мышления относятся понятие, суждение, умозаключение. Каждая из этих форм мышления представляет собой систему, элементы которой определенным образом связаны друг с другом и образуют соответствующую логическую структуру. Слово «форма» указывает на то, что логика рассматривает понятия, суждения, умозаключения, отвлекаясь от их конкретного содержания, изменения и развития форм.

Логическая форма (форма мышления) – это способ связи элементов мысли, ее строение.

Структуру мысли, т.е. ее логическую форму, можно выразить при помощи символов. Выявим структуру (логическую форму) трех следующих суждений: «Все студенты МГУ (S) имеют студенческие билеты (Р)», «Все адвокаты (S) являются юристами (Р)». Содержание у них разное, а форма одна и та же: «S есть Р» («Большой театр России (S) – национальное достояние (Р)»). Она включает в себя: 1) S (субъект), т.е. понятие о предмете суждения; 2) Р (предикат), т.е. понятие о признаке предмета;

3) связку («имеют», «являются»). Иногда связка может отсутствовать или заменяться на тире, кванторное слово также может быть опущено. При этом под кванторами (от лат. quantum – сколько) необходимо понимать логические операторы, которые указывают на «количество» индивидов, принадлежащих сфере рассуждений.

Два следующих условных суждения имеют одну и ту же форму: «Если студент регулярно выполняет домашнее задание, то у него больше шансов сдать экзамен на отличную оценку»; «Если на улице много снега, то можно кататься на лыжах»: «Если А, то В». Символически: А → В.

Читайте также:  Белый налет на языке - причины взрослых и у детей AnZub

В общем виде структура логической формы может быть представлена как совокупность элементов: 1) логические переменные (содержательная сторона рассуждения) – имена предметов, суждения (высказывания), которые имеют самостоятельное содержание; 2) логические постоянные (формальная сторона рассуждения) – логические союзы («и», «или», «если. то» и т.п.), кванторные слова («все», «ни один», «некоторые» и др.), связки, которые не имеют самостоятельного содержания.

Понятие закона мышления (логического закона)

Мышление человека подчинено логическим законам, или законам мышления.

Рассмотрение этого вопроса непосредственно связано с проведенным выше анализом понятий «истинность мысли» и «правильность рассуждения».

Правильные логические формы рассуждений – это такие, в которых всегда из истинных суждений с необходимостью получаются новые истинные суждения. Правильно построенные рассуждения имеют характер законов мышления.

Таким образом, закон мышления, или логический закон, – эго необходимые устойчивые связи между мыслями в процессе рассуждения.

Особенности законов формальной логики:

  • 1) объективность – законы не зависят от воли и сознания человека;
  • 2) формальная всеобщность – охватывают бесконечно различные по содержанию, но сходные по форме мысли;
  • 3) необходимость – без соблюдения законов невозможно достичь истины в рациональном познании;
  • 4) абстрактность – отражают лишь существенные связи между мыслями, отвлекаясь от несущественных;
  • 5) устойчивость – их содержание не изменяется при изменении предмета рассуждения;
  • 6) очевидность – не нуждаются в доказательствах;
  • 7) нормативность – обеспечивают правильность рассуждения.

Формальная логика изучает два типа законов.

1. Законы, выражающие необходимые общие требования, которым должны удовлетворять понятия, суждения, умозаключения и логические операции с ними. Эти законы называются основными, потому что они выражают коренные свойства логического мышления: его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Основные формально-логические законы:

  • 1) закон тождества;
  • 2) закон исключенного третьего;
  • 3) закон непротиворечия;
  • 4) закон достаточного основания.
  • 2. Законы, выражающие логические формы (схемы, структуры) правильно построенных рассуждений, умозаключений, высказываний.

Ко второму типу законов относятся правильно построенные высказывания, в которых истинность одних суждений с необходимостью заставляет признавать истинность других. При правильно построенном мышлении мы «чувствуем принуждение» мыслить так, а не иначе. Например, если мы признали истинность суждений: «Если человек совершил кражу, то он совершил преступление» и «Человек совершил кражу», то необходимо признать истинность и такого суждения: «Человек совершил преступление».

Законы мышления лежат в основе различных логических операций, умозаключений, доказательств, которые совершает человек в процессе мыслительной деятельности.

Практическое значение логики

Представляя собой практическую науку, формальная логика способствует совершенствованию процесса мышления, а именно формирует знания, умения и навыки, которые позволяют специалисту:

  • а) логически непротиворечиво, доказательно излагать свои мысли;
  • б) критически оценивать свои и чужие рассуждения, самостоятельно оценивать и решать сложные проблемные ситуации, явления и процессы;
  • в) грамотно, т.е. логически правильно используя такие операции и процедуры, как обобщение и ограничение, определение, деление понятий, преобразования суждений, установление их истинности и ложности, упорядочивать информацию;
  • г) использовать законы мышления как эффективное средство познания, убеждения в ходе разнообразных коммуникативных ситуаций;
  • д) обнаруживать и квалифицировать логические ошибки, сознательно или неумышленно допущенные в рассуждениях.

Будучи нормативной наукой, формальная логика не просто описывает человеческое мышление, а задает определенные принципы (нормы) и правила, которым мышление человека подчиняется.

Формальная логика формирует культуру мышления, умение эффективно использовать приобретенный человечеством арсенал логически познавательных средств.

Во всех науках используется определенная терминология, понятия, утверждаются или отрицаются суждения, строятся умозаключения. Но ни одна наука, кроме формальной логики, не изучает общие особенности этих форм общения.

Открытие логической формы мышления позволило разграничить мир явлений и их глубинных инвариантных структур, которые скрыты за внешней чувственной стороной явлений, что позволило устанавливать закономерные отношения для целого класса явлений и делать научные обобщения.

Таким образом, логику можно назвать наукой, изучающей формы мышления с точки зрения их структуры, законы и правила получения выводного знания.

Логика также изучает общие логические приемы, используемые человеком в познавательной действительности.

Изучение логики формирует следующие умения.

  • 1. Точно мыслить и четко излагать свои мысли.
  • 2. Убеждать собеседника.
  • 3. Обосновывать свои рассуждения.
  • 4. Анализировать свои и чужие рассуждения.
  • 5. Вести спор, дискуссию, полемику.
  • 6. Думать (и это самое главное).
Ссылка на основную публикацию
Тест frautest отзывы · GitHub
Frautest не яркая вторая полоска Девочки, у кого так было. Последние месячные начались 13.01. Цикл 28 дней, постоянный, никогда сбоев,...
Темные круги под глазами сигнализируют об опасных болезнях
Причины мешков под глазами 05 декабря 2014 Синяки, опухшие веки — для многих людей это признак того, что «хозяин» не...
Температура как измерять, когда и как сбивать и какая может говорить о коронавирусе
уже пол года не сбивается температура 37-37,2 Девочки! у меня такая проблемы! уже пол года не сбивается температура 37-37,2! слабость...
Тест движения плода; Считай до 10
Как выполнять подсчет шевелений плода в период беременности сообщество редакторов, исследователей и специалистов wikiHow работает по принципу вики, а это...
Adblock detector