Тест Леонгарда Опросник Шмишека

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

1. Характер и черты личности

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).
Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств управляется ими.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
Существуют ряд классификаций характеров, которые строятся в основном на описаниях акцентуаций характера. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдения за подростками.

2. Акцентуации характера как крайний вариант нормы

Акцентуация характера, по А.Е. Личко,- это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.
У подростков от типа акцентуации характера зависит многое — особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фактор фона при эндогенных психических заболеваниях и как фактор предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее, эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.).
Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением человека. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».
Существует две классификации типов акцентуаций — первая предложена К. Леонгардом (1968), а вторая А.Е. Личко (1977). Сопоставление этих классификаций приводится в приложении № 2.

Читайте также:  Болит коленная чашечка при сгибании, разгибании и нажатии причины и лечение

3. Типы акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают следующие основные типы акцентуаций характеров:
1) лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
2) циклоидный — склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации;
3) астенический — тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;
4) боязливый (сензитивный) тип — робость, стеснительность, повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;
5) психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию ритуальных действий;
6) шизоидный — отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов (см. экстраверсия — интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. симпатия) недостаток интуиции в процессе общения;
7) застревающий (параноидный) — повышенная раздражительность, стойкость отрицательных аффектов, болезненная обидчивость, подозрительность, повышенное честолюбие;
8) эпилептоидный — недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;
9) демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая отсутствием угрызений совести, авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании;
10) гипертимный — постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость (скачка мыслей);
11) дистимный, напротив, преобладание пониженного настроения чрезвычайная серьезность, ответственность, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, склонность к депрессии, недостаточная активность;
12) неустойчивый (экстравертированный) тип — склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;
13) конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

4. Развитие и трансформации акцентуаций характера

В развитии акцентуаций характера можно выделить две группы динамических изменений:
Первая группа — это преходящие, транзиторные изменения. Они по форме те же, что и при психопатиях.
1) острые аффективные реакции:
а) Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии — нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассудные поступки с неизбежными неприятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и т.п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух, казалось бы, диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций сензитивной и эпилептоидной.
б) Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии на окружающее — нападение на обидчиков или «вымещение злобы» на случайных лицах или попавших под руку предметах. Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.
в) Иммунитивная реакция проявляется в том, что аффект разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, а часто даже усугубляет. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.
г) Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в «спектакль», в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилиптоидной и при лабильной.
2) преходящие психоподобные нарушения поведения («пубертатные поведенческие кризы»).
а) делинквентность, т. е. в проступки и мелкие правонарушения, достигающие наказуемого в судебном порядке криминала;
б) токсикоманическое поведение, т. е. в стремление получить состояние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других дурманящих средств;
в) побеги из дома, и бродяжничество;
г) транзиторные сексуальные девиации (ранней половой жизни, преходящего подросткового гомосексуализма и др.).
3) развитие на фоне акцентуаций характера разнообразных психогенных психических расстройств — неврозов, реактивных депрессий и т.п. Но в данном случае дело уже не ограничивается «динамикой акцентуаций»; происходит переход на качественно иной уровень — развитие болезни.
Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов:
1. Переход «явной» акцентуации в скрытую, латентную. Под влиянием повзросления н накопления жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются, компенсируются.
2. Формирование на почве акцентуаций характера под действием благоприятных условий среды психопатических развитий, достигающих уровня среды патологии («краевые психопатии», по О.В. Кербикову). Для этого обычно бывает необходимо сочетанное действие нескольких факторов:
— наличие изначальной акцентуации характера,
— неблагоприятные условия среды должны быть такими, чтобы адресоваться именно к «месту наименьшего сопротивления» данного типа акцентуации,
— их действие должно быть достаточно продолжительным и, главное,
— оно должно упасть на критический для формирования данного типа акцентуации возраст.
3. Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с прежним, типа и даже в том, что черты последнего становятся доминирующими. Наоборот, в случаях изначально смешанных типов черты одного из них могут настолько выходить на первый план, что полностью заслоняют черты другого.
Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям — только в сторону совместных типов. Никогда не приходилось видеть превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного — в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сензитивную основу.
Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т. е. в период становления большинства типов характера. К ним прежде всего относятся разные виды неправильного воспитания. Можно указать на следующие из них: 1) гипопротекция, достигающая в крайней степени безнадзорности; 2) особый вид гипопротекции, описанный А. А. Вдовиченко под названием потворствующая гипопротекция, когда родители предоставляют подростка самому себе, фактически не заботясь о его поведении, но при начинающихся проступках и даже правонарушениях всячески его выгораживают, отводя все обвинения, стремятся любыми способами освободить от наказаний и т. п.; 3)доминирующая гиперпротекция («гиперопека»); 4) потворствующая гиперпротекция, в крайней степени достигающая воспитания «кумира семьи»; 5)эмоциональное отвержение, в крайних случаях достигающее степени третирования и унижения (воспитание по типу «Золушки»); 6) воспитание в условиях жестоких взаимоотношений; 7) в условиях повышенной моральной ответственности; 8) в условиях «культа болезней».
Соотношение между акцентуациями характера и типами семейного воспитания приводится в приложении № 3.

Читайте также:  Остаточный кашель у ребенка как лечить, сколько длится и опасен ли он

Семинарское занятие

Цель — исследование понятия «акцентуация характера» как крайнего варианта нормы.
Основные понятия: характер, акцентуация (лабильный, циклоидный, астенический, боязливый, психастенический, шизоидный, застревающий, эпилептоидный, демонстративный, гипертимный, дистимный, неустойчивый, конформный)

План.

1. Определение понятий «характер» и «акцентуация характера» в психологии.
2. Классификация акцентуаций характера.
3. Психологические травмы, вызывающие отклонения в развитии личности и поведении подростков.
4. Характерные особенности каждого типа акцентуации.
5. Причины трансформации акцентуаций характера.

Задания.
I.

1. Подумайте, как соотносятся понятия «характер» и «акцентуация характера». Проведите сравнительный анализ (выделите общее и различное в этих понятиях).
2. Изучите материал, содержащийся в лекциях. Из доступных Вам источников выпишите определения основных понятий курса, установите их иерархию и взаимосвязь.
3. Сравните классификации по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Выскажите свое мнение (доводы «за» и «против») по каждой из классификаций.
4. С помощью доступных Вам источников ознакомьтесь более подробно с каждым типом акцентуации характера.

II.

1. Подготовьте сообщения на тему «Тип акцентуированной личности по К. Леонгарду».
2. Подготовьте сообщение на тему «Типы акцентуации характера по А.Е. Личко».
3. Подготовьте сообщение на тему «Психологические портреты людей с различными типами акцентуаций характера».
4. Найдите тестовый материал для определения акцентуаций характера. Выберите наиболее подходящий вариант.
Методические рекомендации к выполнению заданий.
При работе над темой 4 Вам необходимо овладеть понятийным аппаратом (для этого нужно выполнить задания I группы). Найдите в доступных Вам источниках основные понятия темы, ознакомьтесь с их формулировкой, выпишите те, которые Вам не совсем понятны и над которыми следует поработать.
Постарайтесь освоить конкретный тест для определения типа акцентуации, обратите особое внимание на обработку результатов тестирования. Найдите полное описание каждого типа акцентуации характера. Объясните, зачем педагогу или психологу необходимо знать типы акцентуаций характера. Пригодятся ли эти знания в практической работе с подростками и их семьями?

Тест на шизоидное расстройство личности

Шизоидное расстройство личности

Не стоит проходить мимо теста с улыбкой на лице. Обычно людей с психическими расстройствами называют не совсем приятными и корректными словами, им, как правило, нет места в обществе в окружении других людей. Ярлык «не такой как все» надолго закрепляется на человеке. Однако, не стоит делать поспешные выводы. С таким ритмом жизни, как сейчас, у людей нередко случаются не только эмоциональные расстройства, но и нарушения психики. Это влечет за собой различные последствия: от замкнутости в себе до нанесения телесных повреждений другим людям. Угадать замыслы людей с психическими расстройствами довольно сложно.

Читайте также:  Гидратация организма при плавании

Тест на шизоидное расстройство личности поможет определить, есть ли подобная проблема у вас или у ваших близких. Не стоит этого стыдиться, ведь, в любом случае, с проблемой легче справиться на начальной стадии.

Тест на шизоидное расстройство личности: о чем может говорить странное поведение?

Как правило, определить расстройство личности можно по нескольким характерным признакам. Человек меньше старается находиться в обществе, ему комфортно наедине с собой и своими мыслями. Эмоции притупляются и со стороны может казаться, что ему всё равно, и никакие проблемы его не волнуют. Особенно ярко это будет заметно, если раньше человек был общительным, имел много друзей и знакомых. При расстройстве личности может наблюдаться чувство самодостаточности, когда нет нужды в других людях и кажется, что самому все под силу. Человека может одолевать чувство «я лучше других» и самовлюбленность.

Тест на шизоидное расстройство личности — время узнать больше. Подобный диагноз должны поставить специалисты, но результаты, которые покажет тест на шизоидное расстройство личности могут установить проблему уже сейчас. Возможно, повода для беспокойства нет.

Тест акцентуации Н. Козлова

Психологический тест. Описание его я нашёл в книге Н. Козлова «Истинная правда, или учебник для психолога по жизни» М., «Аст-Пресс» 1999. Задаётся ряд вопросов, после чего показывается результат в виде графика распределения Ваших предрасположений по 9 акцентуациям. Выводится их описание и рекомендации при положительном и отрицательном проявлении той или иной акцентуации.

Тип Рекомендации
3 (-) (+) 3
-9 (-) (+) -9
13 (-) (+) 13
-1 (-) (+) -1
4 (-) (+) 4
6 (-) (+) 6
7 (-) (+) 7
-10 (-) (+) -10
8 (-) (+) 8

Шизоид

С детских лет поражает ребёнок, который любит играть один, не тянется к сверстникам, избегает шумных забав, предпочитает держаться среди взрослых, иногда подолгу молча слушает их беседы. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность. Малоподвижное, как будто замороженное лицо. Это — шизоид.

Шизоиду природа выморозила чувства и вставила один интеллект, причём, как правило, без ориентиров. Смутный и плотный мир переживаний, тень предчувствий и пламя страстей, радость и стыд чувственности, всё то, что так близко поэтам и женщинам, — всё это не его мир. Он может им интересоваться, но усваивает его только в качестве иностранного языка. Его мир — мир понятий, схем и вычислений.

И что ему с этим делать среди людей, то есть того, что не вычисляется?

Он может разложить и проанализировать. А обольстить и соблазнить — для него так же невозможно, как пройти сквозь стену вслед за домашним привидением: ему нечем это сделать, у него для этого просто нет органов. У него отсутствует интуиция, и в компании ему трудно, как и компании с ним, где он всегда «белая ворона» и почти всегда «некстати». Он не может ловить «тонкие вещи» во взаимоотношениях: когда что сказать или промолчать, когда уйти или остаться.

Поэтому, как правило, он уходит.

В результате это человек, как будто всегда отгороженный от окружающих какой-то невидимой, как бы стеклянной, стеной. Он не может, да и редко хочет, разомкнуть своё одиночество и выйти к людям, к себе же во внутренний мир пускает крайне неохотно. Шизоид — это человек-отшельник, человек «не от мира сего». Чаще всего он неразговорчив («не знаю, о чём ещё говорить»), однако с пол-оборота «грузит» подходящего собеседника своими теориями, например о строении мира. Шизоиды — это великие теоретики. Не умея поддерживать самый элементарный светский трёп, они глубоко просистематизируют и обобщат процесс общения; в жизни их элементарно обведут вокруг пальца, зато они напишут работу по психологии и философии человеческих взаимоотношений. В жизни они беспомощны, но в теории — всесильны.

А научные работы их называются примерно так: «Самая общая теория Всего».

Если шизоида не трогать, он совершенно безобиден, но при этом не приручается и остаётся «вещью в себе». Близким людям рядом с ним спокойно, но неуютно: шизоид не даст им ни тепла, ни любви и благодарности, а некоторые его поступки могут выглядеть жестокими. На самом деле он не жесток, а просто аналитичен, а его холодность — скорее неспособность почувствовать душу другого, отсутствие эмоционального резонанса. Тем не менее он всё-таки человек, и, если его «скорлупа» даёт трещину, он обнаруживает неожиданную для окружающих ранимость.

Кто сейчас на сайте

Зарегистрированные пользователи: Google [Bot] , Yandex [bot]

Ссылка на основную публикацию
Тест frautest отзывы · GitHub
Frautest не яркая вторая полоска Девочки, у кого так было. Последние месячные начались 13.01. Цикл 28 дней, постоянный, никогда сбоев,...
Темные круги под глазами сигнализируют об опасных болезнях
Причины мешков под глазами 05 декабря 2014 Синяки, опухшие веки — для многих людей это признак того, что «хозяин» не...
Температура как измерять, когда и как сбивать и какая может говорить о коронавирусе
уже пол года не сбивается температура 37-37,2 Девочки! у меня такая проблемы! уже пол года не сбивается температура 37-37,2! слабость...
Тест движения плода; Считай до 10
Как выполнять подсчет шевелений плода в период беременности сообщество редакторов, исследователей и специалистов wikiHow работает по принципу вики, а это...
Adblock detector