Структура человеческой психики — ЗдоровьеИнфо

Что такое психика человека

Психика человека – это свойство мозга ощущать и оценивать происходящее, создавая внутреннюю картинку случившихся событий. Именно созданный образ влияет на дальнейшее отношение к жизненным ситуациям, вещам, субъектам и самому себе.

Выдуманное представление очень сильно отличается от реальных событий, ведь оно наполнено большей эмоциональностью и яркостью. К тому же на окончательное суждение нередко влияют другие истории, которые происходили чуть раньше.

Психические образы, которые касаются каких-то ощущений, называют первичными. Если же они основываются на памяти или воображении, то их называют вторичными. Они очень сильно влияют на дальнейшие отношения к каким-то ситуациям и объектам.

Стоит отметить, что данным свойством может обладать только живое существо. Психика человека и животных схожа и базируется на некоторых общих принципах, но существенные отличия все же есть. К примеру, у животных принятие решений основывается только на конкретных ситуациях, а также мотивация имеет лишь биологический характер. Что касается чувств, то животные их тоже могут испытывать, но спектр их значительно меньше.

Научная трактовка

Концепция ученых по вопросу возникновения психики такова:

  • По мнению ученых, психика появилась на определенном этапе развития живых организмов. Она является отражением их манер, привычек и поступков. По мере прогресса живых существ развитие получала и психика. В своей эволюции она прошла два этапа: инстинктивный и персональное обучение.
  • Психика и сознание – это кульминационная фаза эволюции. Это достижение возникло благодаря активной трудовой деятельности, которая проходила в достаточно цивилизованном для того времени обществе.
  • Психика в действии имеет самое сильное развитие. Именно движения и активность формируют изменения. Важная закономерность – это переход деятельности и каких-либо поступков в психический образ, и наоборот.
  • Психика человека сформирована функционированием мозга, но по факту она является индивидуальным феноменом, который зависит от общественных действий.
  • Психические явления обладают конкретизированной системой и структурной организацией.

Групповые явления

Понятие «психика» является довольно обширным, поэтому его непросто объяснить одним предложением или примером. Структуру психики полагается разделять на четыре основные группы: свойства, процессы, качества и состояния.

1. Свойства. Психические свойства представляют собой личностные качества и характеристики, которые принадлежат конкретному человеку. Они могут повторяться у других индивидуумов или быть исключительно индивидуальными.

К тому же эти характеристики могут передаваться другим поколениям. К данным чертам можно отнести свойства нервной системы (сила, мобильность, спокойствие и т.п.).

2. Процессы. Это качества, которые получили свое определение в процессе жизни. Они основаны на каких-то знаниях, наблюдениях и чувствах. Можно выделить два типа процессов:

  • Познавательные (память, мышление, воображение, ощущения и т.п.).
  • Эмоционально-мотивационные (эмоции, мотивация, чувства и т.п.).

3. Качества. Данные черты появляются благодаря окружающей обстановке, а также генам родителей (характер, интеллект, эмоциональность и т.п.).

4. Состояние. Отражает степень работоспособности человека. Состояния зависят от физиологических особенностей и внешних влияний (настроение, вдохновение и т.п.).

Функции

Функции психики представляют собой индивидуальные особенности, присущие конкретному индивидууму. Они помогают человеку справиться с различными ситуациями в жизни.

В ходе эволюции развивались не только физические способности, но также психика и мозг человека. Животные тоже достигали каких-то изменений, но именно человек смог добиться более совершенных модификаций.

Каждая личность обладает своей уникальной психикой, а на состояние духа влияет окружающий мир. Именно в общении люди прогрессируют, поэтому создание правильной обстановки очень важно.

К примеру, если с рождения лишить ребенка общества, то он будет вести себя как Маугли, напоминая дикое животное. В этом случае психика как нечто запущенное не будет иметь развития. Существуют несколько функций психики, которые можно выделить:

1. Когнитивная. Данная функция формирует фундамент для остальных. Она существует у всех живых организмов на свете. Протекая через нервную систему, оказывает влияние на мозг, создавая эффект зеркального отражения каких-либо ситуаций и вещей. Однако она учитывает индивидуальные качества личности.

У когнитивной функции существуют особенные черты:

  • Устойчивая психика всегда продолжает развиваться, ведь окружающий мир тоже эволюционирует.
  • Психика как предмет психологии склонна меняться под воздействием психологических особенностей отдельного индивидуума, его эмоций и ощущений в конкретный момент времени.
  • Реальный мир существует для человека в картинках, которые он формирует на протяжении всей жизни, опираясь на обоняние, вкус, зрение, слух и другие чувства.

2. Регуляторная. Сознание адаптируется к внешним воздействиям, формируя внутри индивидуума стимул к определенным поступкам и поведению.

Благодаря ей личность создает некую систему движения в реальности:

  • Осознает свои желания и потребности в конкретный период.
  • Осознает задачи.
  • Придумывает методы для решения задач и достижения результатов.

Эта функция помогает необдуманно реагировать на внешние раздражители. В данном случае большую роль играют чувства, которые пробуждает данный раздражитель. Именно испытанные эмоции будут влиять на волевые качества, которые так нужны для принятия решений.

3. Коммуникативная. Общение является главным звеном взаимодействия с другими личностями. Именно знаки, которые собеседник слышит в процессе беседы, дают ему возможность сделать выводы о конкретном человеке.

Коммуникация заставляет других людей объединяться вместе, ведь так быстрее достигаются цели. Она имеет два вида:

  • Вербальная (речь).
  • Невербальная (мимика, жесты).

Даже в первобытную эпоху человек придумывал средства общения, которые существенно влияли на его сознание, хотя он и не понимал этого. К примеру, взяв в руку копье и кратко обменявшись со своим племенем какими-то суждениями, он мог быстрее поймать добычу. К тому же коммуникативные навыки в тандеме с определенным опытом сильно пригождались новым поколениям.

Стоит отметить, что именно человек единственный смог перейти от невербального общения к высшим формам коммуникации.

Читайте также:  Токсикоз и другие трудности беременной — Материнство в Хабаровске

4. Эмотивная. Эта функция отвечает за душевное состояние и чувства личности. Окружающий мир и его проявления вызывают конкретные эмоции, которые впоследствии создают настроение.

Очень часто чувства сталкиваются с функцией мышления, благодаря чему человек принимает более рациональные решения. Именно поэтому иногда следует не совершать поступки сгоряча, а все тщательно обдумать. Принятие решений основывается уже не на эмоциях, а на том, что жизненно важно в данный момент.

К примеру, небольшая часть яблока имеет гнилое пятно, которое вызывает у нас отвращение и неприязнь. Если мы будем руководствоваться только чувствами, то яблоко тут же полетит в помойку. Однако можно отрезать эту часть, ведь другая половина является пригодной. Такие разумные решения оставляют заметный след в нашей жизни.

5. Конативная. Здоровая психика изначально реагирует на определенные поступки и поведение. Благодаря им человек формирует отношение, которое имеет четкий курс.

Примером может выступить ситуация с подбором няни для ребенка. К примеру, на собеседование приходят две кандидатки, которые имеют высшее педагогическое образование. Однако у первой большой опыт в подобной работе, а у второй его нет.

Разумеется, мама выбрала бы первого специалиста, но этот педагог ведет себя слишком сдержанно и холодно, в отличие от другой няни. Таким образом, вторая женщина устраивает неопытную мать, ведь с ней будет проще выстраивать коммуникацию, налаживать общение.

Такое предпочтение происходит бессознательно, ведь очевидно, что первая кандидатка объективно лучше. Однако конативная функция делает свое дело.

Развитие в психологии

Психология изучает общественные коммуникации и поведение, их связанность с психическими явлениями, а также зависимость развития данных явлений от них. В настоящее время появляется много нововведений и умозаключений в психологии, которые связаны с постоянными изменениями людей и их психики. Ближайшими целями в этой науке считают:

  • Раскрытие принципов психики.
  • Выявление определенной цепочки закономерных средств и позиций.
  • Принятие системы психической деятельности.
  • Исследование природы и манипуляций разных механизмов вместе с другими отраслями.

За несколько десятков лет создан список психологических направлений, которые заняты абсолютно разными исследованиями. Ученые представляют миру новые гипотезы и теории.

Таким образом, психология представляет собой науку, которая анализирует события и закономерности психики. Определение некоторых взаимосвязей занимает много времени, но очень значима для развития науки. Автор: Лена Мелисса

Понятие о психике

В обиходе слово «психика» в основном употребляют при объяснении поведения конкретного человека. То есть психика рассматривается как главный источник поведения, ну и, соответственно, как источник личностного разнообразия. Часто слово «психика» используется для общей характеристики человека или его поведения: «у него неуравновешенная психика», «обладает устойчивой психикой».

В науке под психикой обычно понимают свойство высокоорганизованной живой материи, свойство центральной нервной системы, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Поэтому в каком-то смысле под психикой можно понимать что-то вроде содержательного наполнения деятельности центральной нервной системы. Можно провести довольно грубую аналогию: как у компьютера есть операционная система и программы, так и у нашего организма есть психика.

В психологии обычно считают синонимами слова «душа» и «психика». Само название науки психологии происходит от древнегреческого составного слова, которое можно перевести как «наука о душе». Кстати, «психо» происходит от «псюше» — зеркало. Существует огромное количество житейских, околонаучных и псевдонаучных концепций о человеке, в которых используется слово «душа». Это, в общем-то, единственная причина, по которой в научной психологии утвердилось именно «психика», а не «душа».

Что все же конкретно входит в понятие «психика»? Очевидно, что психика присуща не всякому материальному объекту во вселенной. Нет психики, например, у камня или травинки. Это мы можем утверждать довольно смело, потому что у них нет ни нервной системы, ни чего-то такого, что напоминало бы ее.

Если ли психика у автомобиля? Тут уже так просто не ответишь, потому что у всех автомобилей есть провода и электронные компоненты, такие как транзисторы или микросхемы, по функционалу напоминающие нейроны. К тому же у многих автомобилей имеются компьютеры и управляющие ими программы, что значительно повышает «интеллектуальность» машины и еще приближает ее к человеку.

Обычно в общей психологии, антропологии и других науках этот вопрос решается весьма грубо. Постулируется, что психика это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Другая существенная характеристика психики заключается в способности отражать объективный мир. То есть высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. При этом получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. И важен не столько факт способности получить этот образ, сколько способность выстроить из образов целостную картину мира.

Получаемая психикой информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения. Это определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Другим признаком психики, который вытекает из способности формировать целостную картину мира, является способность организма к обучению, значимость этого обучения для жизнедеятельности конкретного организма. То есть чем более опытен организм, тем более сложно его поведение.

Читайте также:  АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ - Благотворительный фонд

Есть множество врожденных схем реагирования. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Амеба, например, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой. Однако она удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде.

Сложное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Даже у растений обнаруживаются первичные формы раздражимости — существует тропизм (вынужденное движение).

Элементарные организмы реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, на биотические раздражители. Растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т.д. Эти организмы реагируют лишь на очевидно значимые для них факторы, и эти реакции происходят лишь в ответ на изменение факторов. Поэтому такие организмы можно назвать «простыми автоматами».

У развитых организмов значительно более сложное строение, и это позволяет их поведению быть более сложным и менее предсказуемым для внешнего наблюдателя. Живые организмы данного уровня развития занимают экологическую нишу, в которой они вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. Как считает А. Н. Леонтьев, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

По сравнению с раздражимостью чувствительность подразумевает возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его запах или форму. Это позволяет формироваться одному из главных свойств психики — способности к опережающему и целостному отражению реального мира.

Эта способность предполагает моделирование окружающей действительности «в режиме реального времени». Например, если одно животное видит двигающееся другое животное, то оно может предположить: где это животное было некоторое время назад, где оно может оказаться, какую пользу или вред оно может нанести. А для этого предположения необходимо «прокрутить в голове» события прошлого и предполагаемые события будущего.

Поведение это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. У собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать осознанное и целенаправленное поведение. Человек, например, может потратить много усилий для достижения цели, не имеющей в данное время актуальной значимости. Скажем, он занялся изучением японского языка, намереваясь лет через десять посетить страну восходящего солнца.

Столь сложное поведение возможно благодаря наличию в составе психики человека развитого сознания. Сознание — высший интеграционный психический процесс, объединяющий другие: память, внимание, мышление, речь и пр. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно перемешивающихся между собой и предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

Сознание — и соответственно психика — человека позволяет ему выделять себя из окружающей среды и осознавать свою индивидуальность, формировать так называемую «Я-концепцию» (совокупность представлений о себе. Я-концепция позволяет глубже понимать объективную действительность, разделяя собственные мнения и объективные факты. Человек может относиться к объекту несколько предвзято. Например один вид самолета может ассоциироваться с авиакатастрофами, и человек тогда боится летать. Он однако довольно четко понимает природу своего страха, понимает при этом, что реальная вероятность разбиться очень мала, понимает, что лететь все равно необходимо. И приходит к сознательному, аргументированному выводу. Если животное испытывало бы подобный страх перед самолетом, оно вообще наотрез бы отказалось приближаться к самолету.

Психика человека, благодаря наличию развитого сознания, позволяет относиться к получаемой информации критически. Любое знание, любую идею мы можем оспорить, выдвинув альтернативные, пробные точки зрения. Слыша, например, в джунглях крик какой-то птицы, человек может усомниться: а птица ли это? возможно, какой-то другой человек изображает этот крик? С развитием социальных отношений, коммуникаций роль критики только вырастает, потому что люди научились лгать, и делают это весьма охотно.

В общей психологии, таким образом, выделяется четыре основные уровни развития психики живых организмов:

— поведение высших животных,

Психика отдельного индивида не находится в стагнации. В процессе онтогенеза она проходит ряд этапов своего формирования. Даже в зрелые годы она развивается, корректируется, и происходит это весьма быстро. На формирование и развитие психики влияет ряд факторов: наследственность, здоровье и физико-физиологические особенности жизнедеятельности, социальное окружение, опыт, случайные и иные факторы.

Один из самых сложных вопросов для науки — каковы функции психики? Ее проявления столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Нельзя, например, ограничиваться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды. Известно, что человек может не только приспосабливаться к окружающей действительности, но и действовать творчески, новаторски, часто с риском для жизни. Если бы человек только приспосабливался, то не было бы выдающихся ученых и изобретателей, писателей и художников, политиков и революционеров, инженеров и программистов, других активных личностей. Тем не менее, безусловно, адаптация — главнейшая функция психики. Психика обеспечивает тонкое приспособление к окружающей среде.

Читайте также:  Боли в крупных суставах причины

Не следует забывать и про другое обстоятельство. Своей психикой мы можем не только реагировать на изменения в окружающей среде, но и управлять состоянием собственного организма, его деятельностью. Таким образом, саморегуляция — вторая важная функция психики.

Известно также, что человек способен на огромное самопожертвование. Например, мать может ценой собственной жизни спасти ребенка, солдат может пойти на верную смерть ради исполнения своего долга. Социальное имеет колоссальное значение в жизни человека. Это имеет и положительные, и отрицательные стороны. Например, находясь в толпе, человек способен на такие действия, на которые не способен в одиночку. Можно, следовательно, выделить отдельно и социальную функцию психики.

Уже говорилось про творчество, новаторство и т.п. деятельность. Рассуждая критично, разумеется, мы можем сказать, что чье-либо творчество или новаторство это всего лишь продвинутая адаптация. Например, художник создает великий шедевр, лишь желая выбиться из нищеты, продав картину. Такие ситуации, безусловно, имеют место быть. Однако нельзя отрицать наличие у человека увлечений. Это может быть и простое хобби, и стремление к великим свершениям. Именно поэтому можно выделить еще и самореализацию как дополнительную функцию психики.

Тема 2. Структура психики и сознания.

1. Биологические основы психики: мозг и психика

2. Развитие психики в филогенезе.

4. Психические процессы, состояния и свойства.

6. Понятие о сознании. Сознание и бессознательное.

7. Измененные состояния сознания.

Вопросы для обсуждения

1. Чем отличается раздражимость от чувствительности?

2. Чем по своей сути является психика?

3. Почему психика появляется с чувствительностью?

4. Зачем нужна нервная система?

5. Перечислите основные отделы нервной системы.

6. Каковы основные функции психики?

7. Что такое сознание?

8. Какова роль бессознательного?

9. Какие измененные состояния сознания вы знаете?

10. В чем состоит значение сна?

Основные подходы к проблеме биологического и социального впсихологии.

Самостоятельная работа студентов

1. Выучить и понять основные термины: «психика», «сознание» и «бессознательная часть психики», «психическая реальность» и др.

2.Изучить бессознательное (по З. Фрейду) Загадки сна и сновидений.

3.Наркомания: в чем состоит проблема личности или общества. Понятие «зависимость мозга»

5.Прочитать и обсудить содержание статьи: Лаврова О.В. Онтология психического //Вопросы психологии.-2010.-№3.-с.-3-12.

Прочитать : Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб., 2000

Методические рекомендации к изучению темы:

1.При подготовке к занятию создать себе хорошее настроение;

2. четко сформулировать цели семинар;

3.выучить ключевые понятия темы.

1. Блум Ф. И др. Мозг, разум, поведение /Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л.Хофстедтер. — М. :Мир, 1988. — с. 246.

2. Гарфилд П. Управление сновидениями: Сборник. — М.: Белводье, 1994. — с. 192

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — Т. 1., ч. 2, гл. 4 I пер. с фр. Н. Н.Алипова;

Под ред. г. г. Аракелова. — М.: Мир, 1996. — с. 370.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

5. Типы сознания и бессознательного: Хрестоматия. /Сост. Сельченок К. В. ­Минск: Харвест, 1998.

6. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

Словарь психологических терминов http://psy.rin.ru/cgi-bin/dictionary.pl

Большой психологический словарь http://www.koob.ru/mesheryakov_b/bolshoy_psihologicheskiy_slovar

Тема 3. Деятельность, мотивация и общение.

1. Понятие «деятельность». Структура, компоненты и виды деятельности.

2. Активность и деятельность.

3. Мотивация: структура и компоненты.

4. Общение: виды, функции, содержание.

5. Взаимосвязь общения и деятельности.

5. Волевые качества человека и проявление воли в достижениях человека.

Вопросы для обсуждения

1. Какие виды деятельности человека вам известны? Перечислите и охарактеризуйте их.

2. В чем сходство и различие учебной и трудовой деятельности?

3. Почему досуг относят к одному из видов деятельности?

4. Какова структура деятельности?

6. Что такое мотивация?

7. Каково влияние мотивов на содержание деятельности?

8. Почему «деятельность» психология рассматривает как способ существования человека?

9. Какие ученые разрабатывали «деятельностный подход»?

Методические рекомендации к изучению темы

1.Выписать и выучить основные понятия темы из толковых словарей и запомнить.

2. Создать позитивное отношение к изучаемому материалу, т.к. он личностно значим;

Самостоятельная работа студентов:

1.Прочитать и законспектировать основные понятия темы.

2.Прочитать и обсудить статью на семинаре: «Понятие деятельности в школе Л.С. Выготского» //Вопросы психологии. 1996г. №..- с.20 -29.

3. Прочитать самостоятельно «Теории мотивации». Ответить на вопрос: « Что общего между рассмотренными когнитивными теориями мотивациями?»

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.:Наука, 1980. — с. 335.

2. А. Н. Леонтьев и современная психология I Под ред. А. В. Запорожца, В. П.Зинченко, О. В. Овчинниковой, О. К. Тихомирова. — М., 1983.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999. — с. 356.

4. Давыдов В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С.Выготского //Вопросы психологии.- 1996.- №5.- с.-20- 29.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1998. — с. 705.­

6. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов.

7. Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983.- С. 454- 465.

8. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М., 2002. – С.123- 134.

Ссылка на основную публикацию
Строение позвоночника человека
Строение позвоночного столба Позвоночный столб — это одна из важнейших частей организма, но мало кто знает, как она устроена (сколько...
Стоматология Хэлс Мед — цены и отзывы
Хэлс Мед Медицинский центр Спасибо за сообщение. Медицинский центр Хэлс Мед занимается: гастроскопией желудка, приемом врача отоларинголога, экг сердца, лечением...
Стоматология Эскулап на; улице Атарбекова
Стоматология в Краснодаре Стоматологическая клиника Эскулап-Про в Краснодаре использует комплексный подход к лечению стоматологических заболеваний. Стоматология в Краснодаре - это...
Строение руки человека с названиями костей анатомия скелета и фото структурной схемы описание, косей
Названия частей человеческого тела на английском Сегодня у нас вдвойне важная тема: мы изучаем английский и изучаем себя. Представьте ситуацию:...
Adblock detector