Статья (средняя группа) Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста Социал

От наглядно-действенного к образному мышлению – прогресс дошкольника

Развитие дошкольников происходит стремительно. С каждым годом они проходят несколько этапов, которые позволяют им оценивать не только окружающий мир, но и собственную роль в окружении. Формируется важнейший процесс познавательной сферы — наглядно образное мышление у детей дошкольного возраста, закладывающее фундамент для последующих мыслительных операций.

Наглядная форма мышления в дошкольном возрасте

В психологии выделяется несколько форм мышления, большинство из которых формируются уже в более взрослом возрасте.

До поступления в школу дети проходят через следующие мыслительные этапы:

  • Наглядно действенное
  • Наглядно образное
  • Теоретическое

В дальнейшем продолжается формирование интуитивной, аналитической и эмпирической форм.

Наглядные типы мышления наиболее важны для дошкольного возраста. Именно успешное прохождение через эти этапы обеспечивает будущему взрослому способность формировать суждения о событиях и делать умозаключения.

Наглядно действенное

Наглядно действенное мышление полностью формируется в 3 годам. Начиная с полутора лет, мальчики и девочки «мыслят» руками.

Главные особенности наглядно действенного мышления – использование собственных пальцев в качестве инструмента познания.

Соединение разорванных половинок, поломка или разбор игрушки – все это способ первичного восприятия предметов и возможность разобраться в том, что окружает маленького человечка. Именно поэтому такой тип познания назван наглядно действенным. Освоение действия — например, складывание кубиков, — происходит после нескольких успешных попыток собрать башенку или домик.

Наглядно образное

Примерно с 3 лет начинает формироваться новый тип мышления: к изучению мира руками добавляется система образов, запечатленных в памяти. Это означает, что малыш может наглядно воспроизвести уже знакомый и запомненный предмет. Особенно ярко навык использования образа проявляется во время рисования или лепки.

Детальной точности изображения в этом возрасте ждать не следует. Дошкольник рисует именно те черты, которые, по его мнению, характеризуют тот или иной объект. У дерева будет ствол и ветки. Домик обязательно снабжен крышей и стенами.

Родителям в этот период особенно важно стимулировать ребенка к любым занятиям, связанным с визуализацией.

  • Аппликация из цветной и блестящей бумаги
  • Игры с конструкторами
  • Рисование карандашами, мелками, красками
  • Лепка из глины и пластилина.

Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников

Поддержать развитие наглядно действенного и образного мышления у дошкольников просто: ключевая цель родителей — не препятствовать демонтажу или «модернизации» предметов. Единственным ограничением выступают меры безопасности. Материалы должны быть максимально безвредны для младшего дошкольника.

Предметные действия не сразу приводят ребенка к пониманию основных признаков и назначения предмета. Необходимо время и повторные манипуляции, чтобы детским ум уловил наглядные обобщения и выстроил нужные связи.

Например, если дошкольник делал первые попытки рисовать карандашом, то при виде цветных мелков он не представит их назначение без предварительных проб.

Особенно эффективно формировать запоминание образов при помощи льющихся и сыпучих материалов. Ребенок пересыпает из руки в руку песок, делает горки из крупы, переливает воду. Постоянные прикосновения позволяют ему сначала определить, а потом запомнить, что, если песочек как следует смять, то получится куличик.

Если подытожить сказанное, то основной принцип развития подобной формы мыслительного процесса выражается в повторяющихся действиях, ведущих к одинаковому итогу: картинке, собранной игрушке, вылепленной фигурке.

Так возникает первое представления о конкретных предметах и жизненный опыт, который закладывает основу для развития мыслительных форм.

Формирование наглядно образного мышления

Основа наглядно образного мышления – догадка о возможном результате. Прежде чем совершить действие, ребенок представляет конечный результат. Например, сидя дома, дошкольник способен изобразить машинку, вспомнив ту, которая понравилась ему на улице.

Первые зачатки возникают в 3 года. Для оценки результата теперь не всегда необходим тактильный контакт с предметом. Имеющийся в голове образ помогает соотнести увиденный предмет с уже известной категорией и правильно его оценить. Дошкольник с легкостью узнает на витрине куклу или плюшевого мишку без необходимости предварительно его потрогать.

Чем большее количество предметов будет запоминаться, тем реже станет требоваться тактильный контакт для идентификации, зато осознаются связи и отношения между образом и реальным объектом.

Почему важно развивать образное мышление

Само понятие «образ» означает запечатление в человеческом сознании предметов и явлений реального мира, формирование воображаемого облика.

Дошкольник, особенно старший, уже способен накопить достаточное количество подобных отображений. Причем, иногда они носят не зрительный, а осязательный или звуковой характер.

Навык образного мышления значительно упрощает взаимодействие ребенка с внешним миром. Для разрешения поставленной задачи ему достаточно просто представить все ее составляющие и отыскать ответ.

В дальнейшем правильно развитое образное мышление позволит легче освоить пространственное мышление и представлять мир в трехмерном отображении.

Особенно важно уделять внимание ребенку на этапе развития образного мышления по следующим причинам:

  • Умение оперировать образами существенно ускоряет решение сначала бытовых, а позже – логических и математических задач;
  • Способность мыслить образами формирует эстетическую составляющую личности и тягу к прекрасному, что усиливается по мере взросления;
  • Оперирование образами способствует развитию творческого мышления.
Читайте также:  ФАРМАТЕКА » Пертузумаб – новый взгляд на HER2-положительный метастатический рак молочной железы

Способы развития наглядно образного мышления

В зависимости от возраста и предпочтений самого ребенка выбираются различные методы, однако, в основе каждого лежит создание результата с опорой на представленный образ.

В трехлетнем возрасте – это игра с пирамидкой и подобными сборно-разборными игрушками. Для начала взрослый показывает процесс разбора и правильного сбора игрушки, после чего ребенку предлагается повторить действия.

Для усложнения задачи понадобится пирамидка с кольцами различных размеров. Дополнительный эффект от игрушки – обучение выделять существенные свойства объектов, различать размеры, формы, оттенки. Утверждать о том, что процесс развития образного мышления начался, можно, когда перед действием малыш способен рассказать, что он сейчас будет сооружать или рисовать.

Основные методы, применимы в старшем дошкольном возрасте

В дальнейшем образное мышление старших дошкольников следует стимулировать, используя следующие методы и способы:

  • Наблюдение за природой с последующими описаниями и отображениями увиденного;
  • Сравнительный анализ предметов различных размеров и форм;
  • Сбор паззлов с постепенным усложнением задачи;
  • Рисование по памяти;
  • Творческая работа с пластичными материалами – лепка из глины, пластилина;
  • Экскурсии в музеи, на выставки;
  • Отображение на бумаге или холсте понятий, не имеющих визуальных признаков: любовь, дружба, мысль, звук, мелодия;
  • Создание панно с использованием природных материалов, картона, цветной бумаги.

Эффективность занятий, направленных на развитие наглядно образного мышления в дошкольном возрасте зависит от правильности выполнения этапов обучения:

  • Демонстрация;
  • Описание или объяснение;
  • Совместная деятельность;
  • Самостоятельная работа по образцу;
  • Творчество на основании обобщения представлений о явлении, не ограниченное какими-либо рамками.

Любое занятие не должно утомлять ребенка. Едва он чувствует усталость, необходимо переключить внимание на другую деятельность. Кроме того, важно постоянно поощрять и мотивировать малыша, воспитывая в нем истинную увлеченность процессом рисования или конструктивным творчеством.

Описание и примеры наглядно действенного мышления

Человек в своем сознании постоянно создает модель мира, во время чего мозг активен и принимает формы, называемые наглядно-действенным или образным мышлением. Наука дает этому свое объяснение: это основной вид мыслительных процессов человека со времен первобытного общества, особенность которого состоит в том, что оно связано с решением практических задач. Благодаря такому типу мышления человек осознает потребность выполнить какое-либо действие, например, купить продукты или сделать зарядку.

У каждого формируется своя картина (или модель) мира. Благодаря активности клеток головного мозга человек получает знание об окружающем мире и своем существовании. Он совершает практическую деятельность по изменению действительности, используя наглядно-действенное мышление.

Мыслительная способность человека, развиваясь, проходит три этапа, от которых зависит тип мышления:

  1. Наглядно-действенное.
  2. Наглядно-образное.
  3. Словесно-логическое.

Действенное помогает решать необходимые задачи с помощью рук (дотрагиваясь до предмета): взять, перенести, построить, высыпать, разломать и т.д. Особенно важно для младенцев и детей постарше (1-3 года) улучшать мелкую моторику пальцев. Это имеет связь с формированием сознания. Поэтому первый этап в развитии – запустить наглядно-действенное мышление.

Данный тип считается основным и активно применяется малышами. Это движения без участия речи, они совершаются с помощью действий в отношении предметов, находящихся в данный момент в поле зрения малыша.

Тип мышления в разных источниках имеет такие определения: элементарное, базовое, простейшее, низшее. Его признаки заметны даже у животных.

Особенность – тесная связь мыслительных процессов с выполняемыми действиями. Ребенок, многократно играя с одним и тем же предметом, постепенно раскрывает его внутренние характеристики и особенности. Маленький человек развивает навыки, действуя «по образцу». Таким образом, предмет в руках крохи является способом познания окружающего мира.

Процесс формирования мышления

Ребенок от рождения и примерно до трех лет открывает для себя мир, видя и трогая находящиеся вокруг предметы. Младенцам интересно абсолютно все – от глаз мамы до пушистого кота. Но мало только видеть – им нужно потрогать вещи, находящиеся вблизи. Таким образом, с помощью осязания они начинают понимать, что – мокрое, а что – сухое, что – гладкое, а что – шершавое.

Чтобы понять, какой это предмет, малыш должен его потрогать, часто даже попробовать на вкус. Так он готовится к мыслительной деятельности. В желании понять особенности той или иной игрушки ребенок доходит до мысли, что пытается узнать, как она устроена, что у нее внутри. В результате игрушка часто ломается. Неправы родители, кто в таких случаях ругает ребенка. По сути, в этом действии малыша кроется желание познавать мир, это первый этап в развитии исследовательской деятельности.

Мыслительные процессы, происходящие в мозге маленького ребенка в этот период, отличаются от тех же процессов у взрослого. Основная разница – переход ребенка к активным действиям в попытке решить какую-либо проблему. Взрослый же человек вначале осознает, как и что нужно делать.

Примеры наглядно действенного мышления: ребенок хочет достать игрушку, которая лежит в шкафу на верхней полке. Из-за небольшого роста он не может дотянуться. Что делает малыш? Он берет стульчик, подставляет к шкафу, залазит и достает игрушку. Такие действия характерны для ребенка 2 – 3-летнего возраста.

Дети постарше (в 5 лет) могут в своем сознании сформировать предварительную картину этого действия, где предугадывают результат. Они «рисуют» в воображении, что будет, если стул, например, зашатается. Возможный результат действий заставит малыша быть осторожнее или позвать взрослых. Это уже наглядно-образное мышление.

Оно более сложное. В период его развития малыш представляет, что будет после того, как он произведет определенные действия. Это значимый этап в развитии мозговой деятельности человека (особенно дошкольника), который необходим в процессе дальнейшего обучения, ведь познать любую науку – это уметь мыслить.

Читайте также:  Клевер полезные свойства и противопоказания для организма мужчин и женщин

Высшая форма развития процессов мышления – словесно-логическое. Его особенности:

  • основывается на базе языковых средств;
  • используются понятия;
  • применяются логические конструкции;
  • характеризует поздний этап развития мышления человека.

Словесно-логическое мышление – это умение мыслить с помощью понятий, которые выражаются в речи. Когда малыш произносит какое-то слово, перед его внутренним взором появляется конкретный предмет. Например, при слове «кот» в представлении возникает именно то животное, которое он видел (в книге или дома). Со временем малыш научится обобщать все предметы.

Как мыслят взрослые

Поскольку с наглядно-действенного мышления начинается процесс развития мыслительной деятельности человека, есть мнение, что для взрослых это неактуально. Но взрослый человек в процессе своей жизни постоянно обращается к этому типу мозговой активности. В некоторых видах деятельности это умение играет важную роль, например, в конструировании, механике, при проведении дизайнерских или строительных работ. Мышление здесь необходимо для реализации способностей разбираться в функционировании сложных механизмов и видеть, к какому результату это приведет.

Для решения конкретной задачи взрослый совершает действия с предметами в нужной последовательности. Зная, для чего предназначен молоток, человек без труда сможет при необходимости воспользоваться этим инструментом.

Есть такое выражение – ручной интеллект. Это знание о предназначении разных предметов и умение ими управлять. И хотя у взрослого человека в той или иной степени развиты все формы мышления, для некоторых видов деятельности на первом месте стоит наглядно-действенное.

Чаще им обладают мастера ручного труда:

  • сантехники;
  • инженеры-механики;
  • слесари;
  • маляры;
  • каменщики и др.

Но не менее важно наглядно-действенное мышление для ученых и изобретателей.

В разных видах работ нужно уметь пользоваться орудиями труда, а также иметь более глубокие знания нюансов профессии. Например, плотник должен не просто забивать гвозди, но и рассчитать:

  • места скрепления деталей;
  • количество гвоздей;
  • размер досок и т.д.

Кроме того, он должен ясно представлять, что получится в результате.

Таким образом, в жизни взрослого человека нет четкого разграничения между типами мышления. Он использует в разных ситуациях различные способности. Производя действия, человек представляет результат, составляет план и логически связывает понятия. В зависимости от характера работы и ее итога один вид мышления будет преобладать над другими. Все они взаимосвязаны между собой и одинаково важны.

Наглядно-действенное мышление: определение, характеристики, формирование

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Что это такое?
  2. Особенности
  3. Формирование
  4. Значение во взрослой жизни
  5. Игры и упражнения

Любой человек в процессе взаимодействия с конкретными вещами способен, опираясь на своё непосредственное восприятие, преобразовывать ситуацию. Речь идёт о мыслительном наглядно-действенном процессе.

Что это такое?

Психологи различают 3 стадии формирования мыслительной деятельности, нацеленной на решение основных возрастных задач. На первом этапе наблюдается реализация практических действий. Второй этап характеризуется созданием в уме плана получения результата. На третьем этапе происходит формирование понятийного аппарата. Речь идёт о действенном, образном и словесно-логическом типе мыслительного акта.

Самый первый уровень развития мыслительного процесса личности представляет собой наглядно-действенное мышление, помогающее познавать окружающую среду и взаимодействовать с ней. При таком мышлении происходят осмысленное выделение признаков предмета, выбор воздействия на объект и преобразование обстановки.

Цель и направление действий не определяются заранее, а устанавливаются в ходе получения промежуточных результатов трансформации обобщаемого содержания.

От образного и словесно-логического видов мышления наглядно-действенный тип отличается рядом признаков.

  • Познание окружающей среды осуществляется не через абстрактные понятия, а через конкретные вещи. Их можно потрогать, увидеть, услышать. Например, человек может убедиться в нагревании плиты, прикоснувшись пальцем к поверхности конфорки и ощутив её потепление.
  • Подлежащие решению задачи носят чисто практический характер. Например, для улучшения освещения офиса электромонтёр взбирается по стремянке с целью замены перегоревшей лампочки. Чтобы не промокнуть во время ливня, человек раскрывает зонт.
  • Любая возникшая проблема решается с непосредственным участием человека. Например, для определения веса предмета индивид пытается его поднять. Познавая насекомых, ребёнок с интересом разглядывает муху или стрекозу.
  • Новые навыки человек получает в процессе действий по определённому образцу, а животные – во время дрессировки посредством поощрения.

В психологии существует такое определение: наглядно-действенное мышление представляет собой особый психический процесс, при котором мыслительный способ отражения и познания реальности, установление сущностных свойств предметов и явлений, их закономерностей осуществляется путём опробования свойств объектов и физического воздействия на ситуацию. Подобное мышление формируется в младенчестве и требует дальнейшего развития. Эта начальная мыслительная база способствует приобретению и применению личного опыта в реальных жизненных ситуациях.

Главными инструментами являются слово и речевая деятельность, посредством которых складываются понятия, обобщения и логические построения.

Особенности

Основная характеристика наглядно-действенного мыслительного акта сводится к низшему элементарному действию, признаки которого можно найти даже у животных, относящихся к высшей группе представителей фауны. Например, научные исследования человекообразных обезьян установили, что их интеллект соответствует умственному развитию детей раннего возраста.

Наглядно-действенное мышление характеризуется решением простейших задач посредством манипулирования объектами. Оно присуще малышам в первые годы жизни. Ранний опыт основан на познании реальности с помощью конкретных действий, благодаря которым происходит узнавание окружающего мира. Ребёнок изучает обстановку через органы чувств. Он ползает, прикасается к предметам, пробует их на вкус, на ощупь.

Читайте также:  Нооджерон аналоги дешевле, цена в аптеках, сравнение аналогов какой лучше

Малыш обучается двигательным навыкам, осваивает мелкую моторику, учится подражать поведению взрослых. В это время формируются установки: «да» – при полезном и важном результате от произведённого действия, «нет» – при возможности нанести вред поступками (следовательно, их надо избегать). Таким образом создаётся информационная база для наглядно-действенного мыслительного процесса.

Развитие интеллекта происходит путём наблюдения за реальными фактами, событиями и их взаимодействием, а также путем выполнения материальных трансформаций с непосредственным участием самого размышляющего субъекта.

Формирование

Основным видом мозговой деятельности ребёнка является исследование предметов через прикосновение к ним. Малыш тянет к себе игрушку, вертит в руках, пытается раскрыть её, отрывает отдельные детали. В детстве люди считают, что не существует понятий, которые невозможно почувствовать, пощупать, услышать или увидеть. Закрыв ладошками глаза, малыш думает, что он стал незаметен для окружающих.

При обучении счёту в уме ребёнку необходимо использование реальных палочек. Познание окружающей среды осуществляется посредством задействования тонкой моторики. Формирование умения мыслить наглядно-действенно у детей начинается с практических действий, ещё не подчиненных планомерности.

Существует немало интересных методов диагностики такого мышления. Например, методика «Доски Сегена» подходит для маленьких детей. Двухлетним малышам предлагают дощечки с 4 вкладками. Доски из 10 вкладок предназначены для детей более старшего возраста.

Сначала малышу предлагают рассмотреть собранный вариант. Потом вкладки убирают, а ребёнок должен вернуть их на место. Затруднения при выполнении упражнения свидетельствует о невысоком уровне развития данного типа мыслительной деятельности.

Особым достижением младенца является освоение возможности перемещения. Дети овладевают ходьбой и начинают ориентироваться в пространстве. Сразу же расширяется кругозор малыша благодаря знакомству с новыми предметами. Накопленные в этом процессе впечатления являются основой для развития речи малыша. Ребёнок начинает понимать, что у любой вещи есть своё имя.

Наглядно-действенное мышление имеет некоторые возрастные различия.

В младенчестве

Мозговая деятельность младенца напрямую связана с реально-осязаемыми предметами, взаимодействием с ними. До трёх лет мыслительный наглядно-действенный акт является основным типом детского мышления. Формирование способности мыслить происходит через стремление потрогать вещь, лизнуть её, разобрать, соединить детали. В ходе исследовательского акта малыш ломает игрушки и другие предметы. Он хочет понять устройство окружающего мира и его объектов.

В раннем возрасте

Трёхлетний малыш при невозможности достать предмет руками способен залезть на стоящий рядом стул. Опытным путём устанавливаются нежелательные последствия. Формирование умения мысленного решения задач осуществляется с 3 до 5 лет. Таким образом, малыш начинает осваивать наглядно-образное мышление.

У дошкольников

Ребёнок более старшего возраста опирается на собственный опыт и может сконструировать в воображении предварительную картину последствий своих действий. Это означает, что у дошкольников постепенно развивается понятийное восприятие мира.

Значение во взрослой жизни

Данный вид мыслительной деятельности не теряет своей актуальности для сформировавшегося человека. Он используется наряду с образным и словесно-логическим мышлением для выполнения разных действий, конечный результат которых предугадать невозможно.

Все процессы практического характера имеют непосредственное отношение к наглядно-действенному подходу. Перестановка мебели, раскладывание вещей по своим местам, а также ремонтные, инженерные, механические работы связаны с этим видом мыслительного акта. Профессии, сопряжённые с задействованием ручного труда и преобладанием практической деятельности, требуют обладания хорошим наглядно-действенным мышлением. Оно необходимо хирургам, слесарям, сантехникам, портным, ремесленникам, изобретателям, учёным, полководцам и руководителям.

Игры и упражнения

До того как ребёнку исполнится год, можно обучать его манипуляциям с верёвками для доставания какой-нибудь игрушки. Нужно привязать ленточку к заинтересовавшему малыша предмету, который размещают так, чтобы младенец мог потянуть за верёвочку с целью притягивания его к себе. Интерес ребёнка сохраняется при периодической замене игрушек. Когда малыш уже может специально выбрасывать погремушки для наблюдения за их падением, нужно привязывать предметы к стенке кроватки, чтобы ребёнок сумел достать погремушку, потянув за ленточку.

Специалисты советуют обучить детей сборке пирамидок в прямой и обратной последовательности, построению из кубиков больших и маленьких башен. Следует выполнять упражнения, связанные со сбором разрезанных картинок в единое панно. Облегчает задачу ребёнка изображённый контур предмета, который следует заполнить отдельными фрагментами.

Психологи рекомендуют применение практических игр. Например, во время кормления малыша нужно дать ему возможность самому покормить из ложечки окружающих, в том числе и кукол. Пусть он устраивает чаепития для плюшевых мишек и зайчиков, а затем укладывает их спать. Хорошо развивается умение мыслить наглядно-действенно при катании куколок и мягких зверушек в игрушечной коляске, в детских автомобилях.

Специалисты советуют вместе с ребёнком ухаживать за цветами, чтобы он мог видеть восстановление растения из засохшего состояния. Нужно вместе с детьми лепить пельмени, застёгивать и расстёгивать пуговки, завязывать шнурки, соединять и разъединять детали, приклеивать, закручивать и откручивать крышки. После обучения малыша этим действиям следует предоставлять ему возможность воспроизвести их самостоятельно.

Взрослым для развития данного типа мышления рекомендуют собирать пазлы, решать головоломки со спичками, лепить, выжигать, вязать, вышивать, рисовать, смотреть различные телепередачи по обустройству домашнего быта с попутным обучением созданию всевозможных поделок.

Нужно пытаться повторять за ведущими необходимые действия, чтобы получились эти вещи.

Ссылка на основную публикацию
Стадии рака легких — 1,2, 3, 4, симптомы, особенности лечения, прогноз
Рак легких: симптомы, признаки, диагностика, стадии и лечение. Новые методики повышения качества жизни больного. Рак легких – заболевание, при котором...
Средства от геморроя — купить лекарственные препараты для лечения геморроя у мужчин и женщин в Москв
Консервативное лечение геморроя: опыт применения препаратов Релиф *Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ Журнал входит в Перечень рецензируемых...
Средства от молочницы — купить лекарственные препараты от молочницы по низким ценам от 57 руб
Нистатин свечи вагинальные отзывы АТВмедиа Новости Неновости Видео Афиша Лицо города Коронавирус Поиск Прямой эфир АТВмедиа Неновости Медицина и здоровье...
Стадии рака миндалин 1,2,3 Международная классификация TNM
Рак миндалин К сожалению, симптомы рака миндалин в начальной стадии настолько похожи на признаки хронического фарингита, тонзиллита или некротического стоматита,...
Adblock detector