Смысл жизни личности, Понятие смысла жизни, Особенности процесса поиска смысла жизни — Психология и

Смысл жизни с точки зрения психологии

ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Смысл жизни

Как считает В.Н Колесников, при отсутствии смысла жизни возникает так называемый ноогенный невроз, который часто ведет к самоубийству, или, в терминах Л.И.Анцыферовой, выбор смерти. Так, При опросе 60 студентов 55 Университета штата Айдахо после их попыток самоубийства у них спросили о причине такого поступка. Выяснилось, что 85% из них не видели больше в своей жизни никакого смысла, причем 93% из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьей, в общем были обеспечены всем.

Ноогенный невроз – это потеря вкуса к жизни, как считает В.Н.Колесников, и может быть вызван отсутствием смысла жизни или невозможность его реализовать, что порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, который выражается в апатии, депрессии и утрате интереса к жизни. Однако, есть и иная точка зрения на психологический механизм, связанный с утратой смысла жизни. К.Обуховский 56 предполагает, что неудовлетворение потребности смысла жизни проявляется в состояниях напряжения и может, как и в случае фрустрации других потребностей, вести к более или менее выраженным нервным расстройствам (апатия и депрессия – далеко не единственные возможные реакции). К.Обуховский использует термины «экзистенциальная фрустрация» и «экзистенциальные неврозы», которые развиваются часто идентично тем, в основе которых лежит фрустрация других человеческих потребностей. Они составляют, по приводимой статистике, от 14 до 21% всех неврозов и в подавляющем большинстве случаев встречаются у женщин. Но опять, это далеко не всегда предполагает потерю «вкуса к жизни». И совсем не обязателен суицид. Он может быть обусловлен совсем другими причинами. Среди них В.М.Голубчик и Н.М.Тверская 57 выделяют следующие:

Протест – непримиримость, желание наказать обидчиков хотя бы фактом собственной смерти.

Призыв – желание привлечь внимание окружающих, вызвать их сочувствие.

Избежание – желание избежать наказания или страдания.

Самонаказание – уничтожение врага «в самом себе», искупление собственной, полностью и безраздельно осознаваемой вины («внутренний приговор»).

Отказ – самоуничтожение, полная капитуляция перед жизнью, «бегство в смерть». (Вероятно, только этот мотив вызван ноогенным (экзистенциальным) неврозом, остальные имеют к нему относительное отношение.)

Философы о смысле жизни

Здесь, к сожалению, приходится прибегнуть к «скороговорке» – смыслов жизни в истории философии приводится так много, что представить лежащие в основе концепции нет никакой возможности. Тем более что этот краткий обзор ставит своей целью только продемонстрировать возможные направления в поисках смысла, а не критический их обзор.

«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» 58 .

Главное предназначение христианина (смысл его жизни) – в служении Богу и делании добра.

Смысл жизни в познании Аллаха и его творений и своего места и отношения к этим творениям 59 .

В Упанишадах (древнеиндийская философия, отчасти основа буддизма) смысл жизни – отрешение от неистинности эмпирического мира и постижение всеобщной сущности 60 .

Как полагает Л.С.Кобелянская 61 поиск смысла жизни где-то вне человека, вне мира – это типично для религиозных систем. Смысл жизни во всех без исключения типах религиозного учения предполагает перенесение всех основных ценностей человеческой жизни в «потусторонний мир», поиск смысла жизни в «будущей» жизни. Все блага и цели жизни, к которым стремится человек, лишены смысла, все в жизни «суета и томление духа».

Б.Н.Бессонов 62 предлагает иной «ассортимент», анализируя взгляды отдельных философов и людей творчества. Смысл жизни – сострадание, служение людям. Смысл жизни – благоговение перед Жизнью. Чтобы наша жизнь стала осмысленной, важно относиться к самой жизни как к «награде», как к благу. Просто жить и любить жизнь – ведь это уже счастье. Смысл жизни – творчество.

Далее, без указания всех имен и философских направлений:

Быть собой и оставаться человеком при любых обстоятельствах, . и изменять обстоятельства, если они мешают этому – таков высший, объективно заданный смысл человеческой жизни.

Смысл жизни конкретной личности – не в труде «вообще», а в определенном его виде, соответствующем ее профессии и интересам.

Главным для нашего времени – патриотический героизм, альтруистический коллективизм, творческий профессионализм.

Естественное совершенство ставили целью человеческой жизни «классические» народы – преимущественно совершенство формы (греки), ума (Платон), и силы (римляне).

Это безмятежная жизнь (мокша – Индия, атараксия – Греция), простые и здоровые радости жизни.

Для гедоников, киников, стоиков и т.д. счастье и наслаждение является смыслом и целью существования.

Э.Кант: «делай высшее возможное в мире благо своей конечной целью».

Л.Фейербах: «первая обязанность – сделать счастливым самого себя. Если сам счастлив, то сделаешь счастливыми и других.»

Однако, есть философы и мыслители, которые не стоят на позициях «должного», а совершенно справедливо переводят вопрос в плоскость «сущего». Так, К.Х.Делокаров 63 говорит о том, что для обыкновенного индивида вопрос о смысле жизни может и не стоять, даже не иметь смысла, быть бессмысленным, ибо жизнь дана ему и она не требует, с его точки зрения, ни оправдания перед кем-то, ни самооправдания. «Смыслы» рождаются, претерпевают (по крайней мере могут претерпевать) существенные трансформации. Возраст, обстоятельства, состояние порождают свои смыслы или влияют на сложившееся понимание смысла жизни. Вот поему важно нахождение стержня, ядра частных, преходящих смыслов в виде высшего, абсолютного смысла. Высший смысл выступает своеобразным ориентиром поведения, всей жизнедеятельности.

Речь идет прежде всего о сознательных целях и стремлениях, вокруг которых и во имя которых человек организует свою жизнь. Можно говорить о существовании «личностного смысла жизни» – такого элемента самосознания, который является интегральным стержнем всей жизнедеятельности конкретного человека, обобщенным принципом его жизни и конструктивным элементом его мировоззрения 64 .

Подобная постановка вопроса, как представляется, снимает все противоречия, в первую очередь о возможном бессмыслии жизни в принципе. Если она и бессмысленна, то как «должное», но никак как «сущее», или субъективное. Не возражений и о том, что организующим началом личностного смысла жизни является некоторая ценная цель. Так, А.Введенский 65 утверждает, что «спрашивать – в чем состоит смысл жизни, то же самое, что спрашивать – какова ценная цель жизни.» Смысл жизни сводится к назначению жизни для достижения абсолютно ценной цели – к тому, чтобы жизнь служила действенным средством для осуществления подобной цели. (Иными словами, жизнь здесь трактуется скорее как инструмент, а не ценность сама по себе.)

Психологические исследования жизненных смыслов и целей

Поскольку диагностика жизненных целей как жизненных смыслов не является предметом нашего исследования, приводятся обобщенные данные, демонстрирующие возможные подходы к решению данной проблемы в будущем. (Этой проблеме уделяется столь большое внимание, по сравнению с остальными феноменами самосознания, поскольку она представляется одной из самых важных многим исследователям. Так, И.А.Джидарьян говорит о том, что есть убедительные основания говорить о том, что потребность смысла жизни являются одними из тех наиболее ярких и глубоко укорененных черт русского народа (составляющих во многом стержень и своеобразие его культуры 66 . Хотя К.Обуховский 67 считает, что понимание смысла своей жизни является необходимым условием нормального функционирования личности в любом обществе – это атрибут самосознания, с вероятными социально-культурными различиями.)

Читайте также:  Немеет мизинец на правой руке причины и лечение

В России среди эмпирических исследований можно особенно выделить работы Н.Ф.Наумовой. Она отмечает рост таких ориентиров (выделенных в эмпирическом исследовании, а не «идеальных»), как «потребительский эгалитаризм», «цивилизованная предприимчивость, «властолюбивая достижительность». Важно и то, что Н.Ф Наумова 68 , прослеживая динамику ценностей, делает вывод, что «выбор определенности» – обратимый шаг, если человек не выбирает своей жизненной целью «противоположное» – чуждые ему ценности.

Однако, в сходном исследовании Н.Н.Толстых и И.Г.Дубова 69 в качестве основных блоков важнейших жизненных целей, существующих в массовом сознании, выделились желание «расти над собой», развиваясь интеллектуально, нравственно и эстетически, желание стать, в итоге, сильным и независимым, желание принести пользу обществу, желание избежать на этом пути ошибок и желание добиться успеха, желание, чтобы этот успех был оценен окружающими, желание испытать настоящую дружбу, желание удовлетворить свои сексуальные потребности и, отдельно от этого, желание создать семью, а также желание вырастить в этой семье детей, желание понять, во имя чего и зачем все это делается, желание прожить, поняв это, полную смысла жизнь , обеспеченную – и это еще одно желание – здоровьем и достатком. Кроме того, наряду с целым комплексом целей, связанных с реализацией всевозможных видов межличностного общения, выделяется независимое желание побыть в одиночестве и отдохнуть от жизненных бурь и тревог. Как видим, понимание смысла жизни – также может быть смыслом жизни.

Здесь следует отметить, что несхожие результаты часто обусловлены различным методическим обеспечением, и трактовать видимое различие данных как динамику общественного сознания неправомерно.

С другой стороны, констатация «ведущих»целей или смыслов жизни – только одна сторона проблемы. В ряде случаев поднимается вопрос о том, насколько они действительно выполняют свою функцию – удовлетворять потребность в смысле жизни. Проще говоря, может ли, допустим, коллекционирование или стремление к власти наполнять жизнь человека субъективным смыслом? Иногда, конечно, да. Но в целом клинические наблюдения и эмпирические исследования показывают, что при постановке определенных жизненных целей удовлетворенность жизнью может быть ниже, чем при других.

Так, К.Обуховский 70 говорит об «ошибках смысла жизни», которые могут заключаться в «пели слишком близкой дистанции», «слишком дальней», «слишком конкретной» и т.д. И.А.Джидарьян 71 показывает связь удовлетворенности жизнью со стратегией «дистанцирования», которая выражает как бы «уход» от проблем и трудностей. С одной стороны, счастливые и удовлетворенные жизнью люди действительно не «зацикливаются» на своих проблемах, не дают неприятностям и трудным обстоятельствам жизни «поглотить» себя, стараются держаться от них на определенном «расстоянии» и т.д. Хотя эта стратегия характерна не вообще для счастливых людей, а прежде всего для тех из них, кто ориентирован на гедонистический тип счастья. Еще две стратегии – «изменение себя, пересмотр жизненных позиций» и «проблемно-решающая», – обнаруживают значимые связи с чувством счастья.

ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

Для чего человек живёт на Земле: в чём биологический, социальный, индивидуальный смысл жизни мужчин и женщин

«Смысл жизни» – понятие индивидуальное. Это то, ради чего живет конкретный человек. Он определяется в зависимости от воспитания, социального положения, мировоззрения и типа личности.

Когда смысл жизни утрачивается, развивается экзистенциальный синдром, или бесцельное существование.

  1. Биологическое предназначение человека
  2. Социальная функция индивида
  3. В чём заключается смысл моего существования на Земле
  4. Для чего я живу
  5. Значение возраста
  6. Примеры из жизни женщин и мужчин
  7. Как научиться медитировать
  8. Как успокоиться
  9. Искусство управления гневом
  10. Как перестать ревновать
  11. Заключение

Биологическое предназначение человека

Поиск смысла жизни человека является духовной и философской проблемой. Представления о цели существования зависят от следующих факторов:

  • образ жизни;
  • социальное положение;
  • мировоззрение.

Если условия жизни человека благоприятны, он видит смысл своего существования в достижении собственного благополучия. Если он находится во враждебной среде, то жизнь утрачивает для него и ценность, и смысл.

В противном случае есть большой риск конфликта с обществом и с самим собой. На фоне внутриличностного и межличностного конфликта обычно вырастают проблемы, которые в 90% случаев закладываются в фундамент подсознательных страхов.

Проблема смысла жизни в философии

В отличие от иных существ, населяющих землю, жизнь человека представляет собой набор ценностей. Для того чтобы овладеть ими, необходимо:

  • определиться с целью;
  • определиться со средствами;
  • построить жизненные маршруты;
  • стартовать.

Смысл и цель жизни человека зависят от его приоритетов. Для кого-то смысл существования заключается в покорении горной вершины. Кто-то мечтает приобрести роскошный автомобиль. Кому-то жизненно необходимо стать первоклассным врачом или ученым и найти лекарство от рака.

Для некоторых людей смысл жизни заключается в создании семьи. В этом случае они оправдывают биологическое предназначение человека, которое заключается в продолжении рода.

Социальная функция индивида

В процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей люди зависят друг от друга. На этом фоне устанавливается связь и взаимодействие между людьми.

Социальная функция – это поручение конкретному человеку от общества. Она зависит от особенностей распределения труда: преподаватель несёт ответственность за обучение, медик – за лечение, предприниматель – за организацию производства.

О функциях конкретного индивида социологи судят не по тому, что он делает или намеревается сделать, а по тому, какие последствия для общества вытекают из этих действий.

Если индивид отказывается от выполнения своих функций или результаты его деятельности имеют негативное значение, речь идет о дисфункции.

Выполняя свои функции, человек становится необходимым другим. На фоне общественного разделения труда образуются социальные статусы и роли. Появляются «ячейки», каждая из которых ответственна за выполнение важной общественной функции.

В чём заключается смысл моего существования на Земле

Человек – это парадокс, зачастую непонятный самому себе персонаж. Человека также следует рассматривать как проблему – и для себя самого, и для планеты в целом.

Частично ответ на вопрос о смысле жизни заключается в мировоззрении человека – в том, как он себя позиционирует: является ли он животным или все-таки царем всех живых существ на планете.

Рассуждая о смысле жизни человека на земле, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Для чего нужно жить?
  2. В чем заключаются жизненные ценности?
  3. Что является общей целью жизни человека?

Попытаться приблизиться к пониманию цели собственного существования, можно, найдя ответы на вопросы:

  1. Что бы я хотел делать, если бы у меня не было страха, связанного с тем, что у меня ничего не получится?
  2. Что бы я хотел делать так сильно, что был бы готов даже доплачивать, лишь бы мне позволили этим заниматься?

Иногда человек теряет смысл жизни. В этом случае он либо ищет его, либо начинает страдать без отсутствия цели существования.

Второе в большей степени свойственно людям с невротическим складом характера. Страдание на фоне исчезнувшего смысла жизни – один из признаков невротической депрессии.

Творческие личности обычно не озадачиваются поиском цели существования. Они создают то, в чем нуждаются люди, и что ими с благодарностью воспринимается.

Читайте также:  Парез симптомы, причины, диагностика и лечение пареза

Для чего я живу

Цель жизни человека на Земле определяется в соответствии с типом личности. Значение имеют личные ценности, фантазия и уровень интеллекта.

Для одних смысл жизни заключается в бесконечном продвижении по карьерной лестнице, для других – в поисках личного счастья, для третьих – в погружении в нирвану.

Цель существования для людей разной ценностной направленности:

  • творец – «это то, ради чего я готов трудиться, не покладая сил»;
  • романтик – «это то, ради чего я готов отдать жизнь»;
  • паразит – «моя цель – жить на халяву и ни о чем не думать»;
  • потребитель – «моя цель – удовлетворение всех моих потребностей».

Смысл жизни высокоинтеллектуального, энергичного человека часто становится смыслом жизни и для других. Это относится не только к гениальным ученым или к ярким харизматикам вроде Че Гевары, но и к хорошим предпринимателям, а также к представителям «фамильных» профессий.

Значение возраста

Задаваться вопросом о том, есть ли смысл в жизни, человек начинает с подросткового возраста. Это период бунтарства, когда юноша или девушка пытается выразить свои мысли и чувства.

Подросткам свойственны такие качества, как категоричность и идеализм. Некоторые юноши и девушки ещё во время обучения в школе приходят к мысли, что жизнь не имеет смысла. Иногда это происходит после травмирующего события, иногда фаталистические мысли являются данью моде.

Цель существования молодых людей во многом зависит от воспитания. Подростки-мажоры, выросшие в благополучной семье, в 90% случаев имеют потребительское мышление. Для них смысл жизни заключается в развлечениях.

Поиск смысла жизни обычного подростка начинается после окончания школы, когда он задумывается над тем, куда ему следует поступить и чему посвятить себя.

Всерьез человек начинает искать суть своего существования после первых разочарований, достижений и потерь.

Уже на первом курсе некоторые понимают, что учиться им не нравится, что они хотели бы заниматься чем-нибудь другим. Тогда смыслом их жизни на данном этапе становится обретение той профессии, которая им действительно по душе.

Некоторые во время обучения обзаводятся семьями. Смысл жизни для них заключается уже не в получении профессии, а в рождении и воспитании детей.

Обычно после 30 лет люди теряют интерес к тому, чем занимались раньше. И.С. Кон полагает, что человек, анализируя собственную жизнь, понимает нереализованность многих планов. На фоне пересмотра ценностей он осознает, что все его цели были неверны. Этот период обозначается психологами как кризис смысла жизни.

Примеры из жизни женщин и мужчин

Исходя из следующих примеров из жизни, можно с уверенностью сказать, что нельзя искать смысл жизни, ориентируясь на мнение общества и устоявшиеся стереотипы.

«Лет до сорока я не задумывалась над тем, для чего я живу, и вопрос смысла жизни человека никогда меня не волновал. Я была уверена в том, что живу правильной жизнью: имею ребенка, работу, квартиру, и постоянного любовника.

Кризис грянул, когда я попала в больницу со сложной травмой. Долгое время мне не могли поставить диагноз. Время шло, лечение было чисто симптоматическим, а боли усиливались.

В конце концов один маститый профессор, приехавший из столицы, с уверенностью констатировал: саркома. После этого я вдруг поняла, что смысл жизни женщины вовсе не в том, чтобы создать семью с нелюбимым, но зато «подходящим» человеком… К счастью, я выкарабкалась, и теперь каждый день стараюсь прожить так, как будто завтра уже не будет.»

«Я с детства была энергичным человеком, и к 30 годам программа «Построить дом, вырастить сына и посадить дерево» была выполнена. Тогда мне казалось, что в этом и заключается мое главное предназначение.

Когда подросла дочка, я отдавала все силы на то, чтобы ее «поднять» – оплачивала обучение сначала в другом городе, потом – за границей. Купила ей квартиру, машину. Когда дочка вышла замуж и родила мне внуков, я думала, что мое призвание – быть хорошей бабушкой. Но совместная жизнь с дочкиной семьей не сложилась… Сейчас я занимаюсь тем, что путешествую по миру. Кто знает, может быть, однажды я и узнаю, в чем заключается смысл жизни человека».

«Меня штормило лет до 35. Глядя на остепенившихся сверстников, многие из которых были женаты уже по третьему кругу и платили алименты многочисленным отпрыскам, я понимал, что, скорее всего, никогда не женюсь.

Я колесил по стране с гитарой наперевес. У меня не было ни постоянной работы, ни дома, ни девушки. А потом я познакомился с будущей женой, и понял, что то, как я живу, – это неправильно. Я до сих пор не могу сказать, в чем смысл жизни мужчины. Но для меня лично он заключается в том, чтобы жить для той, которую люблю».

Как научиться медитировать

Главной задачей медитации является достижение гармонии между телом и душой. Основные этапы:

  1. Выбрать время.
  2. Выбрать место.
  3. Принять правильную позу.
  4. Расслабиться.
  5. Направить свое внимание на дыхание, или на мантру.

Как успокоиться

По словам создателя учения о стрессе, Г.Селье, стресс – это аромат и вкус жизни. Не следует его избегать, потому что полная свобода от стресса означает смерть.

Для того чтобы успокоиться, нужно научиться правильно организовывать свой отдых. Хорошо помогает смена деятельности. Если человек занимается интеллектуальным трудом, то на выходных ему следует заняться спортом или выехать на природу.

Также можно прибегнуть к аутотренингу: «Я полностью расслаблен, по телу разливается приятное тепло. Мой пульс замедляется, становится ровным. Я расслабляюсь, мой пульс медленный».

Также следует делать массаж. Он способствует улучшению кровообращения и повышению мышечного тонуса.

Медитация также помогает успокоиться

Искусство управления гневом

Научиться управлять гневом можно по следующей схеме:

  1. Осознать негативную эмоцию, взять ее под контроль.
  2. Сделать несколько глубоких вдохов. Это поможет снять напряжение и восстановить дыхание.
  3. Поставить себя на место того, кто спровоцировал появление вспышки ярости.
  4. Подумать над лучшим решением проблемы.
  5. Предложить решение проблемы.

Как перестать ревновать

Примерная схема выглядит так:

  1. Постоянно выражать свою привязанность любимому.
  2. Настроиться на позитив.
  3. Постараться построить доверительные отношения.
  4. Не идти на поводу у своих фантазий.

Смысл жизни личности

Понятие смысла жизни

Интерес к понятию смысла жизни вызван тем фактом, что оно оказывается «своим» как для житейской, так и для научной психологии. Тем самым, как отмечает А. Г. Асмолов, понятие смысла жизни может претендовать на новый, более высокий методологический статус; на роль центрального понятия в новой, неклассической, или постмодернистской, психологии – психологии «изменяющейся личности в изменяющемся мире». Говоря о смысле жизни, следует иметь в виду, что человек живет «внутри» смыслов; внутри того, что имеет логическую, эстетическую, этическую, религиозную значимость. Отношение к смыслам, или интенциональность (т.е. направленность на осмысленные содержания), прямо связано с витальностью, жизненной и творческой силой человека. Утрата человеком смысла вызвана утратой духовного центра и порождает специфическую форму тревоги. По мнению Альберта Эйнштейна, «человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни». Таким образом, можно совершенно определенно утверждать, что поиск смысла жизни – одна из самых важных функций самосознания личности. В этой связи возникает необходимость рассмотреть вопрос о подходах к определению сущности смысла жизни.

Читайте также:  Глисты у кошек; симптомы и лечение гельминтов, препараты

Большинство авторов характеризуют смысл жизни с позиций цели, чувства долга или главной жизненной идеи. Так, в трактовке А. Т. Москаленко и В. Ф. Сержантова (1989) смысл жизни – это прежде всего стратегическая цель жизни, т.е. задача на длительный период или на всю жизнь, в той или иной степени осознаваемая. По Канту, смысл жизни не вне, а внутри человека, он имманентен личности; фактором, образующим смысл жизни, является идея, принимающая вид нравственного закона, долга, доведенная до полноты понятия высшего блага, которое человеком внутренне переживается как возвышенное. В современной психологии показано, что смысл жизни как психическое образование представляет собой не просто определенную идею, жизненную цель, ставшую для человека ценностью высокого порядка: психологическую основу смысла жизни составляет структурная иерархия, система «больших» и «малых» смыслов, и функция смысла жизни как психологического механизма, существенно обусловливающего поведение человека и становление его личности. Смысл жизни можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности, где функциональную основу выполняет смысловая сфера, представляющая собой совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Таким образом, смысл жизни представляет собой концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого [1] .

Особенности процесса поиска смысла жизни

Процесс поиска и обретения смысла жизни сложен и неоднозначен, зависит от многих составляющих. «Смысложизненные ориентации возникают не на “пустом месте”, их “созревание” подготавливается всем ходом предыдущего личностного развития. В этой связи целесообразно выделить и рассмотреть подготовительный период “закладки” личностного фундамента смысла жизни, так как особенности данного периода существенно обусловливают не только время и теми становления смысложизненных ориентаций, но и – самое главное – содержание и выбор жизненного пути формирующейся личности. Употребляя понятие “личностный фундамент”, мы имеем в виду определенную совокупность личностных свойств, взаимодействие которых создаст основу, благоприятную психологическую почву для возникновения и развития смысложизненных ориентаций» [2] .

О смысле можно говорить только тогда, когда мы имеем дело с обдумыванием, соображением, конструированием, определением. Форма, в которой смысл выступает в действительности, – это значимость, т.е. форма процесса суждения. Нередко основой обретения смысла жизни является анализ мотивов собственной жизни в форме вопросов к самому себе и поиск ответов на эти вопросы. Смысл жизни – это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа.

Так, Л. Н. Толстой со свойственной ему силой ума, критичностью и откровенностью постоянно анализировал собственные мотивы, пытаясь понять, почему он занимается тем или иным делом; что в действительности им руководит. Этот анализ неоднократно приводил его к неожиданным открытиям, которые заставляли его резко изменить свой образ жизни. И вот на фоне такой работы возник еще один, более общий процесс. Вначале, по описанию Толстого, этот процесс стал обнаруживать себя в форме недоумений и вопросов: «Зачем я живу?», «Ну, а потом что?» Он отгонял эти вопросы, но они возвращались и оставались без ответа. В конце концов, эти «вопросы без ответа», по словам Толстого, «слились в одно черное пятно», и жизнь остановилась. Поиски ответа на вопрос о смысле жизни продолжались у Толстого более трех лет, они были напряжении и мучительны. В итоге Толстой приходит к следующей мысли: чтобы понять смысл своей жизни, нужно приравнять ее не к конечному существованию своего тела, а к «бесконечному началу», для выражения которого люди в скрывающейся глубине веков выработали разные понятия, такие как «божественность души», «сущность души», «нравственное добро и зло».

Впервые человек задумывается о смысле жизни еще в подростковом возрасте, и выражается это в форме следующих вопросов: «Каков я?», «Что во мне не так?», «Каким я должен быть?» В поиске ответов на эти и другие вопросы лучше всего понимается содержание смысла жизни. По Д. А. Леонтьеву, чтобы лучше понять соотношение смысловой рефлексии с другими системами регуляции жизнедеятельности, надо уяснить, почему люди делают то, что они делают? Это ключевой вопрос психологии личности, поскольку личность вбирает в себя и интегрирует различные механизмы регуляции деятельности и жизни в целом. Возможны по меньшей мере шесть ответов на этот вопрос, которые определяют шесть разных смысложизненных систем отношений человека с миром и соответственно шесть разных систем регуляции поведения, жизни человека в мире.

  • 1. «Потому что я хочу» – это логика удовлетворения потребностей: у меня есть желание, влечение, его надо удовлетворить.
  • 2. «Потому, что он первый начал»: это логика реагирования на стимул.
  • 3. «Потому что я всегда так делаю»: это логика предрасположенности, стереотипа, диспозиции, которая охватывает, пожалуй, большую часть психологии личности. С ней связаны такие понятия, как «характер», «стиль», «установка», «научение». Очень большая часть нашей жизни протекает именно по этой логике.

Три названных системы – общие для человека и животного: любое животное может себя вести в русле этих трех логик или их констелляции (сочетания).

  • 4. «Потому что все так делают»: такой ответ уже специфичен для человека, но неспецифичен для личности. Крайним выражением этой логики является тотальный конформизм. Но, разумеется, строя отношения с миром, учитывать в той или иной мере социальные ожидания, интересы социального целого необходимо.
  • 5. «Я это сделал, потому что мне это важно»: это логика смысла, или логика жизненной необходимости, специфичная для личности и конституирующая личность. Можно утверждать, что человек является личностью в той мере, в какой его жизнь определяется именно этой логикой.
  • 6. «А почему бы и нет?»: в этом ответе отражается логика свободного выбора. Если первые пять логик поведения (или систем регуляции деятельности) в той или иной степени присущи всем психически здоровым и полноценным людям, то шестая логика (или система) присуща нс всем и отражает меру личностной зрелости.

Исчерпывают ли шесть описанных смысложизненных логик все возможные регуляторные принципы человеческого поведения? Теоретических оснований настаивать на этом нет. Например, возможно поведение, управляемое высшим призванием, миссией, когда человек ощущает высшую свободу именно потому, что для него нет выбора. Эта логика представляет собой еще один, высший тип регуляции деятельности, однако в практическом отношении мато- актуальна.

В заключение отметим, что обретение смысла жизни осознается и формируется на определенной мировоззренческой (философской или религиозной) основе и может быть обнаружено в жизни буквально в последнее мгновение перед лицом смерти. В поисках смысла жизнь представляется не только как усвоение мира и приобщение к нему, а как отстаивание своего «Я» от поглощения миром. Огромная роль в обретении смысла жизни принадлежит совести; по утверждению В. Франкла, совесть руководит человеком в его поиске смысла [3] . Совесть можно определить как интуитивную способность человека находить смысл ситуации. Поскольку смысл – это нечто уникальное, не подпадающее под общий закон, то такая интуитивная способность является единственным средством схватывать смысловые топтал еды жизни человека.

Ссылка на основную публикацию
Смородина черная — описание, состав, калорийность и пищевая ценность — Patee
Черная смородина: калорийность, состав, пищевая ценность Что входит в состав ягод черной смородины Пищевая ценность черной смородины Калорийность черной смородины...
Слизь в кале у взрослого причины и лечение, почему при дефекации много слизи, белая, прозрачная, роз
По каким причинам в кале могут появиться скопления слизи, и о чем это говорит Пищеварительная система – индикатор полноценной работы...
Слизь в кале у грудничка, почему у грудного ребенка слизистый стул
Слизь в кале у ребенка Слизь в кале является поводом для волнения родителей, какого бы возраста ни был ребенок. В...
СМТ-КИДС, многопрофильный детский медицинский центр в Екатеринбурге на метро Чкаловская — отзывы, ад
СМТ клиника, многопрофильный медицинский центр Часто проблемы кожи и кожи головы отражают и другие патологии организма. Не затягивайте с эстетическими...
Adblock detector