ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) в логопедии

К фонетическому недоразвитию речи относится

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в одноко-ренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков,слогов и слов.

Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р. М.Боскис, Р.Е.Левина, Н. X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

Что такое фонетическое недоразвитие речи: причины, симптомы, коррекционная работа
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Скачать:

Вложение Размер
ФНР 16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетическое недоразвитие речи.

Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

Такие расстройства могут проявляться:

в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

Чаще всего нарушаются:

свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц

шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ

сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)

заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

Ребенок с фонетическим нарушением речи зачастую не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.

Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости уже в детских садах, а затем и в школе.

Причины фонетического нарушения речи

Причинами фонетического нарушения речи считается:

  • Недостаточная сформированность артикуляционной моторики;
  • Нарушения артикуляционной моторики. Сюда входит:
  • Парез тройничного нерва;
  • Парез лицевого нерва;
  • Парез подъязычного нерва.
  • Расстройства нейродинамики:
  • Недостаточная дифференцировка возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга;
  • Недостаточная сформированность межанализаторных связей.

Так, например, из-за пареза подъязычного нерва движения кончика языка не дифференцированы, язык выходит за пределы рта.

При наличии таких дефектов как фонетическое нарушение речи, ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, в особенности языком, в результате чего звук искажается.

Симптомы фонетического нарушения речи

Симптомами, указывающими на фонетическое нарушение речи, являются:

  • Слитное произношение двух или нескольких звуков, а также неверное их применение в словах;
  • Употребление в образовании слов звуков, более легких для произношения ребенком;
  • Замена сложных для произношения звуков более простыми;
  • Плохое понимание смысла и значения разных звуков и беспорядочное их использование в различных словах;
  • Ребенок испытывает трудности при самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком, в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
  • Словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.

Что делать если у ребёнка ФНР?

Лечение фонетического нарушения речи

Для коррекции фонетических нарушений звукопроизношения необходимо проводить следующее:

  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • Вырабатывание звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционного аппарата;
  • Развитие мелкой и общей моторики; развитие тактильных ощущений посредством дермалексии;
  • Формирование навыков дифференциации звуков;
  • Развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
  • Обучение послоговому чтению;
  • Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

Логопедическое воздействие при фонетическом расстройстве речи должно быть сконцентрировано на сознательный анализ состава речи ребенка и развитие понимания обращенной речи. Изучается речевое окружение ребенка, объем обращенной к нему речи, социальные условия жизни. Главные принципы логопедической работы — это систематичность и последовательность. Основными задачами этой работы являются появление интереса к окружающим звукам, развитие желания воспринимать их и подражать им, дифференцировать речевые и неречевые звуки.

Дети с фонетическими нарушениями речи требуют длительного, постоянного, систематического логопедического воздействия.

Родителям важно помнить, что все дефекты звукопроизношения важно ликвидировать еще в дошкольном возрасте, иначе потом они превратятся в непоправимый для корректировки дефект. Кроме того, в дошкольный период речь ребенка развивается особо интенсивно, а главное — она наиболее податлива для исправления.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неу.

Формирование связной речи детей с ФНР осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на .

Рабочач программа учителя- логопеда на логопункте грппа ФНР.

Предлагаемые динамические паузы способствуют профилактике диграфии, решению максимального количества образовательных, воспитательных и коррекционных задач, развитию всех высших психических.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. .

В статье представлены упражнения для формирования центральной воздушной струи при постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков у дошкольников с фонетическим недоразвитием речи.

Диагностика и лечение фонетико-фонематического недоразвития речи у детей

Одна из наиболее распространенных логопедических патологий у детей — фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Отсутствие своевременной работы над устранением этого нарушения впоследствии приводит к проблемам при формировании навыков письма и чтения у школьников и к ряду психологических проблем.

Общая характеристика патологии

Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) относится к психолого-педагогическим речевым нарушениям. Логопедическое заключение о том, что у ребенка ФФНР, дается в случае, если наблюдается стойкое нарушение произношения и восприятия фонем (минимальных смысловых единиц языка) при нормальном биологическом слухе и сохранном интеллекте.

О фонетико-фонематическом недоразвитии речи говорят, если у ребенка наблюдается искажение, замена или пропуск звуков и отсутствие их дифференциации, а также нарушение слоговой структуры слова и лексико-грамматического строя речи, и эти нарушения сохраняются по достижении ребенком возраста 4 лет.

Классификация

Различают следующие степени ФФНР в зависимости от выраженности нарушения:

  • Легкая степень. Характеризуется нарушением распознавания только некоторых звуков, дефектно произносимых. В целом речь ребенка понятна окружающим, анализ и синтез слов соответствуют возрасту.
  • Средняя степень. Отсутствует дифференциация уже в нескольких группах звуков, причем это касается даже тех фонем, которые произносятся ребенком правильно. Наблюдается некоторое нарушение слоговой структуры слова и грамматического строя речи. Лексический запас ограничен.
  • Для тяжелой степени характерны выраженные затруднения в различении звуков разных групп, в их воспроизведении, в звуковом анализе и синтезе (ребенок не может определить, из каких звуков состоит слово, их последовательность, затруднено слияние звуков в слово). Явно выражено нарушение слоговой структуры слова (перестановка и пропуск слогов, разбавление лишними звуками и слогами) и лексико-грамматического строя речи (словоизменение, употребление предлогов, порядок слов в предложении, развернутость фразы, обширность и активность словарного запаса). Речь в целом затруднена для понимания окружающих.

Особенности психических процессов при фонетико-фонематическом недоразвитии речи

При сохранном интеллекте у ребенка наблюдается ряд особенностей психических процессов, наиболее важных для обучения:

  • Формирование абстрактного мышления происходит позже и с затруднением. В связи с этим ребенку труднее выполнять задания, не связанные с конкретными действиями с предметами или наглядными образами.
  • Объем памяти недостаточен. Это является одной из причин малого словарного запаса.
  • Скорость мыслительных процессов снижена. Таким детям требуется больше времени на выполнение заданий.
  • Снижена концентрация внимания, вследствие чего ребенок переключается на другой объект или деятельность, не закончив выполнение задания, попросту говоря— отвлекается.

Причины патологии

Выделяются врожденные и приобретенные причины ФФНР.

Ко врожденным причинам относятся следующие факторы:

  • патологии беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия плода;
  • травматизация новорожденного при родах;
  • генетические заболевания;
  • несформированность или патология артикуляционного аппарата (например, парез подъязычного нерва).

Приобретенные причины:

  • нарушенная или недостаточная речевая среда в семье (например, глухие родители);
  • психотравмирующая обстановка в семье;
  • травмы, затрагивающие артикуляционный аппарат;
  • психоэмоциональные травмы (например, сильный испуг).

Если имела место ситуация, связанная с одной или несколькими причинами из перечисленного списка, следует внимательно следить за речевым развитием ребенка. В работе логопеда выяснение причины ФФНР важно для грамотного построения схемы коррекционной работы.

Симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи

Речь в норме должна быть сформирована к началу пятого года жизни ребенка:

  • большинство звуков произносятся правильно;
  • фонемы различаются на слух и в собственной речи;
  • фразы развернуты;
  • слова из активного словаря не искажаются;
  • лексический запас разнообразен.

Поскольку речь является одним из важнейших психических процессов, необходимо вовремя выявить фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка, чтобы своевременно провести коррекционную работу по его исправлению. Для этого следует знать симптоматику ФФНР:

  1. Нарушение звукопроизношения:
    • дефектное произношение звука или нескольких звуков из одной группы (например, сонорный [р] произносится грассирующе);
    • замена одного звука другим, как из этой же группы (ворона — волона, молоко — мороко), так и из других групп (колесо — ковесо, шишка — сыска);
    • замена мягкого звука твердым и наоборот;
    • пропуск звуков, особенно при стечении нескольких согласных (космонавт — космонат), хотя бывает и выпадение единичной фонемы (выкупать — выупать).
  2. Нарушение слоговой структуры слова:
    • перестановка слогов;
    • пропуск слогов;
    • добавление лишнего звука или слога.
  3. Нарушение фонематического восприятия:
    • ребенок не различает на слух правильно произнесенное слово и слово с дефектной фонемой — это касается и собственной речи, и речи окружающих;
    • в словах не дифференцируются звуки, особенно из одной группы;
    • не воспринимается последовательность звуков в слове;
    • затруднено вычленение звука из слова (звуковой анализ) и обратный процесс (синтез слова из звуков).
  4. Ограниченность лексического запаса (бедный словарь).
  5. Нарушение грамматического строя речи:
    • неверное словоизменение, например, в словосочетании с согласованием слова употреблены в разных падежах (зимним узорах);
    • неправильное употребление предлогов (зайти на магазин) или их пропуск;
    • грубое нарушение порядка слов, не соответствующее сути высказывания;
    • фраза преимущественно не развернутая.

В первую очередь внимание родителей привлекает нарушенное звукопроизношение, по поводу которого и обращаются к специалистам. Но важно знать, что иногда при фонетико-фонематическом недоразвитии произношение звуков практически не нарушено, а вот остальные проблемы имеются и ярко выражены. В дальнейшем они оказывают отрицательное влияние на обучение ребенка в школе.

Диагностика

Своевременная диагностика играет значимую роль в эффективной коррекции ФФНР. При возникновении у родителей тревоги по поводу речевого развития ребенка необходимо сразу же обратиться к специалистам. Необходима консультация и заключение следующих врачей:

  • Отоларинголог или лог-сурдолог. Обследование этим специалистом необходимо для исключения наличия патологии органов слуха или нейросенсорной тугоухости (подтверждение, что биологический слух в норме). При необходимости врач назначит аудиометрию — это обследование безболезненное, безопасное и довольно быстрое.
  • Невролог. Обязательно обследоваться у данного специалиста с целью выявления возможных неврологических проблем, которые могут быть причиной логопедической патологии. Скрупулезное обследование у невролога позволяет выстроить максимально эффективную коррекционную работу.
  • Заключение педиатра об общем здоровье ребенка. Также не будет лишним, если педиатр сделает краткую выписку истории первых лет жизни ребенка из медицинской карты.
  • Медицинский логопед. Обследование у этого специалиста позволит выявить наличие и определить характер имеющейся у ребенка речевой патологии по клинико-педагогической классификации.

Собрав максимально возможное количество информации о причинах и наличии патологии, необходимо обратиться к педагогу-логопеду. Его обследование должно быть тщательным и охватывающим все аспекты речевой деятельности и все психические процессы, необходимые для ее нормального формирования. Логопед изучит медицинские заключения и проведет диагностику, заключающуюся в следующем:

  • Обследование артикуляционного аппарата ребенка на наличие нарушений, препятствующих нормальному звукопроизношению. В обязательном порядке исследуется прикус, сформированность зубного ряда, достаточность подвижности органов артикуляции (губы, челюсть, язык).
  • Проверка развитости речевого дыхания ребенка, его голоса (высота, тембр, сила).
  • Тщательный анализ звукопроизношения (искажение, замена, пропуск фонем) Проверка звукового анализа и синтеза слов (воспроизведение, вычленение и понимание звуков, слогов, слов из речи).
  • Обследование лексического запаса ребенка (пассивный и активный словарь).
  • Исследование грамматического оформления речи.
  • Обследование мелкой моторики, внимания, памяти, мыслительной деятельности.

Результат обследования логопед документально фиксирует, после чего выносит заключение о наличии фонетико-фонематического недоразвития. Качественное логопедическое обследование не может быть быстрым.

Затем логопед заводит речевую карту ребенка, с которым будет проводиться коррекционная работа по устранению ФФНР. В эту карту заносятся исходные данные ребенка (имеющиеся нарушения), в дальнейшем здесь будет отражаться динамика работы.

Коррекционная работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

В коррекционной деятельности по устранению ФФНР у ребенка выделяют три раздела:

  1. Подготовительный (артикуляторный). Уточняется и закрепляется артикуляция и произношение сохранных и легко артикулируемых звуков с целью развития фонематического слуха и фонемного анализа. Также эти звуки в дальнейшем послужат основой для постановки правильного произношения нарушенных звуков. Ведется работа по постановке дефектно произносимых звуков и дальнейшей их автоматизации в слоге, слове, фразе.
  2. Дифференцировочный. Ребенок сравнивает сходные по артикулированию и акустике звуки, причем не только на слух, но и в собственном произношении. Проводится работа по вычленению звука из слова или из ряда звуков, из предложения. Особое внимание уделяется работе над гласными звуками (артикуляции и четкому произношению), поскольку гласный звук— основа слога, от произношения которого во многом зависит четкость речи.
  3. Формирование звукового анализа и синтеза: овладение терминами, связанными с речью, деление слова на слоги и наоборот (составление слов из слогов), вычленение звуков из слова и наоборот (синтез слова из звуков).

Параллельно с вышеописанными мероприятиями ведется работа по развитию лексико-грамматического строя речи:

  • Обогащение словарного запаса ребенка, введение в активное употребление новых для него слов.
  • Развитие навыка словообразования (снег — снежный, ходит — выходит) и словоизменения (согласование в числе, роде и падеже, а также верное употребление падежей в зависимости от речевой конструкции).
  • Формирование навыка построения простого распространенного предложения (обогащение предложения определениями, обстоятельствами, дополнениями), а также сложных предложений разных видов.
  • Работа над развитием диалогической и связной речи.

Коррекционные мероприятия также направлены на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, абстрактного мышления и мыслительных процессов.

Как правильно развивать мелкую моторику у детей − расскажет эта статья.

В зависимости от причин ФФНР может проводиться общий и/или логопедический массаж, может потребоваться лечение у невролога.

В чем польза логопедического массажа языка и как его проводят − читайте тут.

Прогноз

Если в дошкольном возрасте коррекция при ФФНР не проводилась или была недостаточной, это приводит к тому, что у ребенка в школе возникают трудности с формированием навыков чтения и письма, в связи с чем у него диагностируется дислексия и дисграфия. Обучение в таком случае не может быть успешным, что приводит к психологическим проблемам.

Своевременное выявление и полноценная коррекция полностью устраняют проявления ФФНР легкой и средней степени и позволяют добиться значительных улучшений при тяжелой степени. В некоторых случаях даже у детей с тяжелой степенью ФФНР удается свести проявления патологии к минимуму.

Для достижения максимально положительной динамики требуется кропотливая работа не только врачей, но и родителей ребенка.

Профилактика

В целях предупреждения ФФНР рекомендованы следующие меры:

  • предупреждение внутриутробных патологий, а также остальных врожденных причин ФФНР;
  • постоянное наблюдение за неврологическим статусом ребенка и при необходимости лечение у невролога;
  • создание в семье комфортной психологической обстановки;
  • предотвращение психотравмирующих ситуаций;
  • уделение максимально возможного количества времени развитию малыша, как общему, так и речевому;
  • создание правильной речевой среды в семье (ни в коем случае нельзя переходить на язык ребенка, объясняясь с ним дефектными словами), ребенок должен слышать образец правильной речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — логопедическая патология, проявления которой при правильной и своевременной коррекции вполне поддаются либо полному устранению, либо сводятся к такому минимуму, при котором в дальнейшем не препятствуют общению и обучению ребенка.

Читайте также:  Лечение острого диффузного гломерулонефрита - Страница 2 из 5 - Лечение болезней внутренних органов
Ссылка на основную публикацию
Фурацилин Виалайн готовое полоскание 200 мл купить по цене 201 в Москве
Можно ли полоскать рот после удаления зуба фурацилином Дорогие читатели, мы подготовили для вас интересну Брекеты сзади зубов в каких...
Фрамицетин — состав, форма выпуска препарата и схема лечения
Изофра (Фрамицетин) Есть противопоказания. Перед началом приема проконсультируйтесь с врачом. Коммерческие названия за границей (за рубежом) - Soframycin, Sofra-Tulle. В...
Фригидность – болезнь, знак или личный выбор Клиника доктора Юнга
Как понять, что девушка фригидна? В сексе важен тандем. А иначе неинтересно, ведь хочется, чтобы любимый человек испытывал те же...
Фурацилин для полоскания горла (как разводить таблетки и полоскать)
Фурацилин 20 мг таблетки для раствора №20 Фурацилин 20 мг таблетки для раствора №20 Доступность: Есть в наличии Доставка Курьером...
Adblock detector