Что должен уметь ребенок в 3 месяца 8 основных навыков, норма роста и веса трехмесячного малыша

Проверяем слух ребенка

Как с первых дней определить проблемы со слухом у малыша.

Уже давно известно, что малыши способны слышать звуки, находясь еще в утробе матери. Но, к сожалению, в среднем для 15 из 1000 деток окружающий мир оказывается безмолвным: они не способны наслаждаться «музыкой жизни», так как имеют тяжелые поражения слуха. А они в свою очередь возникают по разным причинам.

Существуют две формы нарушений слуха: кондуктивные и сенсоневральные. При кондуктивных нарушениях внутреннее ухо ребенка функционирует нормально, а проблема возникает во внешнем или в среднем ухе и чаще всего носит временный характер, т.е. излечима. Причиной таких нарушений может быть, например, серная пробка. Дело в том, что у детей наружный слуховой проход очень узкий, и серная пробка может запросто блокировать путь звуку к барабанной перепонке. Другие причины — инородные тела в ухе, воспаление после купания, воспаление среднего уха и дефекты барабанной перепонки.

Сенсоневральные же нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха. И, к сожалению, данный тип нарушений носит необратимый характер, при которых современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Причинами таких нарушений слуха могут быть наследственные заболевания, сопровождающиеся поражением слухового анализатора, вирусно-инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, применение во время вынашивания ребенка антибиотиков с ототоксическим действием, родовая травма, асфиксия новорожденного, недоношенность, детские вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, скарлатина, осложнения гриппа).

КАК ПРОВЕРИТЬ СЛУХ


Слуховой аппарат. Проверяйте его в деле каждые 3 месяца

К сожалению, не все роддома обладают необходимой аппаратурой для своевременной диагностики слуха новорожденных. И если вашему малышу подобное исследование не проводили, а он входит в «группу риска» или у вас появилось малейшее подозрение, — немедленно обратитесь к врачу — оториноларингологу, отологу или сурдологу, не дожидаясь положенного четырехмесячного возраста для визита к участковому ЛОРу.

Так как новорожденные дети не могут объективно ответить на вопрос «слышишь или нет?», им проводят специальный скрининговый анализ слуха. При этом в ухо ребенка вставляется датчик, который передает специальные звуковые сигналы. Микрофон датчика регистрирует ответ улитки на эти сигналы. Анализ записанных сигналов позволяет установить факт нарушения слуха. Если такой факт установлен, проводится исследование слуха при помощи анализа слуховых вызванных потенциалов.

При этой диагностике в ухо ребенка подается звуковой сигнал определенной интенсивности. Данный метод позволяет оценить степень нарушения слуха у ребенка. Для последующего уточнения диагноза используются такие методы, как метод акустической импедансометрии (применяется для выявления разрыва цепи слуховых косточек, наличия жидкости в барабанной полости, нарушения функции слуховой трубы) и тимпанометрия — этот метод позволяет, например, установить наличие воспалительных процессов в среднем ухе.

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вы всегда должны следить за тем, как ваш ребенок реагирует на звуки. Конечно, отсутствие реакции может указывать всего лишь на отсутствие внимания. Но если такое поведение повторяется регулярно — это может свидетельствовать об определенных нарушениях слуха. Ответ «ДА» на ниже перечисленные вопросы свидетельствует о нормальном развитии слуха у малыша.

1. Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2—3 недели жизни?

2. Замирает ли ребенок, когда слышит громкий голос в возрасте 2—3-х недель?

3. Поворачивает ли ребенок голову на звук голоса позади него в возрасте 1 месяца?

4. Реагирует ли ребенок на голос матери в возрасте 3-х месяцев?

5. Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4-х месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?

6. Гулит ли ребенок в возрасте 2—4-х месяцев?

7. Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4—5-ти месяцев?

8. Замечаете ли вы у ребенка появление новых звуков в возрасте 8—10 месяцев?

9. Понимает ли ребенок некоторые слова (например, мама, папа, дай, привет, пока) и совершенно определенно реагирует на них в возрасте 9—10 месяцев?

10. Начинает самостоятельно произносить слова из предыдущего вопроса в год?

После первого года жизни вас должно насторожить, если:

1. Ваш ребенок не замечает, что кто-то говорит, если говорящий находится за пределами его поля зрения.

Читайте также:  Небилет® (Nebilet®) - инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побочные дейст

2. Ребенок часто переспрашивает при обращении к нему.

3. Ребенок очень внимательно следит за мимикой говорящего.

4. Включает телевизор или радио на чрезмерно высокую громкость.

5. Ребенок не слышит голос по телефону или постоянно перекладывает трубку от одного уха к другому.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ

Прежде всего нужно подобрать качественный слуховой аппарат. И чем раньше он будет подобран, тем эффективней пройдет социальная адаптация ребенка и тем полноценнее он будет чувствовать себя в будущем. Начинать подбор нужно прежде всего с поиска специализированного центра по слуховой реабилитации, в котором есть и диагностическая база, и врачи, и сами аппараты. Каждый прибор подбирается индивидуально, учитывая возраст ребенка, размер слухового канала, частотные характеристики, состояние уха и ЛОР-органов. Для детей до 15 лет используют заушные приборы. В процессе реабилитации каждые 3 месяца малыша должен осматривать врач и проверять динамику лечения и настройку прибора. Даже банальный насморк (при нем ребенок начинает хуже слышать) требует перенастройки. И только врач может настроить аппарат на правильную частоту. Делать это самостоятельно ни в коем случае нельзя: большая громкость может повредить остатки слухового нерва. Кроме того, с таким малышом должны проводить систематические занятия врачи-сурдологи, чтобы научить слушать и правильно говорить.

Благодарим за помощь в подготовке материала врача-сурдолога высшей категории Наталью Балину.

Если Ваш ребенок не слышит

В США и Европе обязательную проверку слуха делают всем новорожденным. Раннее выявление проблемы и грамотная коррекция слуха — это гарантия того, что ребенок с нарушением слуха не будет уступать в развитии детям со слухом в пределах нормы.

Когда в семье пополнение, родители и бабушки с дедушками погружаются в счастливые хлопоты. Внимание взрослых сосредотачивается вокруг коликов в животе и первых зубиков. А вот то, что ребенок не реагирует на звуки — часто игнорируется. Родители считают, что малыш еще просто маленький, «перерастет» — и теряют драгоценное время. Ведь нарушение слуха — один из физических недостатков человека, который может привести к задержке интеллектуального развития. И тогда малыш, который родился даже умнее своих сверстников, начинает отставать от других детей.

Из-за отсутствия хорошего слуха следует задержка речи. В дальнейшем такой ребенок не успевает в школе, с трудом находит друзей. Во взрослой жизни может появиться чувство неполноценности, проблемы с трудоустройством, куча комплексов и обид. Но этого печального сценария можно избежать, если вовремя помочь ребенку. Необходимые составляющие для этого — квалифицированная медицинская помощь и готовность родных поддержать своего маленького гения.

Речь — это зеркало слуха

Выявить нарушение слуха у детей до трех лет родителям достаточно непросто. Часто мама или бабушка ощущают проблему интуитивно, но не знают, куда со своими тревогами и сомнениями бежать. «Добрые советы» знакомых или ведущего из телешоу воруют драгоценное время.

Не все знают, что в возрасте ребенок до 3-х месяцев должен просыпаться даже от тихих звуков. В возрасте до шести месяцев малыш реагирует на игрушки, сам является источником различных звуков — улыбается, гулит. В полгода отзывается на свое имя. В год ребенок повторяет за родными отдельные звуки. Малыш должен реагировать на тихую речь на расстоянии, как минимум, один метр.

В 2,5 года он активно «поддерживает беседу» — демонстрирует набор слов, показывает знакомые вещи по просьбе взрослых, «озвучивает», как говорят кошка или собачка. В возрасте от года до трех ребенок должен начинать говорить. Дети старше 3 — х лет должны обеспокоить родителей, если они неправильно произносят слова, или совсем не говорят. Когда педагоги замечают, что школьник не реагирует на вопросы, не может сконцентрироваться, это тоже сигнал о том, что нужно проверить слух у «молчуна».

Центр АВРОРА — специалист и друг

Вирусные заболевания, антибиотики, резус-конфликт, неблагоприятная экология , наследственность — причин нарушения слуха множество, и зачастую нельзя установить конкретную. Дети также могут потерять слух из-за перенесенных гриппа, отитов, и даже пагубной привычки не расставаться с наушниками.

К счастью, современных методов коррекции детской тугоухости сегодня немало. Центр слуховой реабилитации АВРОРА — лучшее место, чтобы в этом убедиться. Ведь за 23 года существования Центра здесь помогли десяткам тысяч людей в возрасте от первых дней жизни и до самого преклонного возраста. Слух могут проверить ребенку с самого рождения — и составить, шаг за шагом, программу реабилитации.

Читайте также:  Гельминты и беременность - сеть ветеринарных лабораторий Шанс Био

Рекомендуемый возраст для слухопротезирования младенцев — от 3-х до 6-ти месяцев.

Главный врач Медицинского центра Елена Хоменко рекомендует обследовать детей независимо от возраста, как только заподозрили снижение слуха . В идеале ребенку с нарушением слуха нужно подобрать слуховые аппараты в возрасте до 6 месяцев (в случае врожденной потери слуха), или в течение 6 месяцев после приобретенной потери слуха и в дальнейшем регулярно заниматься с сурдопедагогом. Родительские усилия, как правило, дают хорошие результаты — в школу пойдет нормально развитый, коммуникабельный ребенок.

В Медицинском центре можно получить диагностику слуха на высокачественном оборудовании и, если необходимо, коррекцию слуха с помощью слуховых аппаратов мирового лидера — фирмы «Отикон» (Дания), а также и занятия с сурдопедагогом, и специальные компьютерные программы для развития слуха и речи, пройти подготовку к детскому саду или школе.

Для родителей и бабушек с дедушками в Центре АВРОРА проводятся родительские семинары «Учим ребенка жить в Стране Звуков».

А еще дети находят здесь новых друзей, Центр АВРОРА проводит для маленьких пациентов праздничные утренники.

Недаром стены этого медицинского заведения украшают наряду с наградами и дипломами, певчие птицы, звонкие пчелы и ревущие машинки — звуки окружающего мира, как их изобразили дети-пациенты на своих рисунках.

Как слышит ребенок в 3 месяца

По данным статистики, ежегодно в России из 1 000 здоровых новорожденных 1 ребенок рождается с тотальной глухотой. У детей, родившихся недоношенными, с низкой массой тела, с поражением ЦНС, эта цифра увеличивается в 20 раз. Однако, сегодня, глухота — не приговор. Главное вовремя заметить и обратиться к специалистам.

Иногда, идя по улице, мы замечаем людей, которые жестикулируют, повернувшись, друг к другу. Мы проходим мимо, не задумываясь, как живется этим людям в стране глухих когда мир вокруг тебя лишен всех звуков, когда ты не можешь услышать плач новорожденного малыша, признание в любви, слова прощения, мольбы о помощи. А как живется маленькому, только что родившемуся человечку в мире без колыбельной мамы, без смеха папы, без мяуканья кошки, пения птиц? Как жить и развиваться ему, лишенному слуха? И, если Вам кажется, что Вас и Ваших близких обойдет эта беда, то могу огорчить Вас, это может случиться с каждым. Существуют факторы риска по тугоухости:

Неблагоприятный семейный анамнез:

1.Нарушение слуха в молодом возрасте хотя бы у одного из членов семьи.

Неблагоприятный материнский анамнез:

1. Токсикозы первой половины беременности и гестозы.

2. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, опоясывающий лишай, herpes zoster, цитомегаловирусная инфекция, грипп, эпидемический паротит, токсоплазмоз и др. вирусные инфекции).

3. Применение матерью во время беременности ототоксических препаратов.

Неблагоприятный анамнез жизни ребенка:

2.Гестационный возраст более 40 недель.

3.Оценка по шкале Апгар при рождении 0-3.

4. Масса тела при рождении менее 1500 г.

5. Асфиксия новорожденного

6. Врожденные пороки челюстно-лицевого скелета

7.Сочетанные с нарушением слуха пороки развития ребенка

8. Внутричерепная родовая травма

9.Тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС

10. Гемолитическая болезнь новорожденного.

11. Гипербилирубинемия (более 20 мкрмоль/л).

12. Менингит новорожденных.

13.Лечение ототоксическими препаратами

Главное, что должна знать каждая мама, что слух новорожденному проверяют в род. доме на 3-4 сутки. Проводится это ВСЕМ малышам. Результат обязательно записывают в выписку: это: «тест прошел» или «не прошел». На этом моменте, подробнее для тех, кто «тест не прошел»: дорогие мамочки, волноваться еще рано, это не означает, что ребенок не слышит, это означает, что Вы должны в 1 мес повторить этот тест в поликлинике по месту жительства. Существуют причины, непрохождения этого теста:

• Серные массы (родовая смазка) в наружном слуховом проходе

• Миксоидная ткань или экссудат в среднем ухе

• Поражение наружных волосковых клеток

• Несоблюдение условий проведения теста (тест проводится в тишине, при этом ребенок должен спать!)

Если же, во второй раз ребенок не проходит аудиологический тест, его обязательно должны направить на углубленное аудиологическое обследование в сурдологический центр: детей Свердловской Области — в Областной детский сурдологический центр МКМЦ «Бонум». Там опытные специалисты определят степень потери слуха, расскажут дальнейшие Ваши действия.

Некоторым малышам необходимо надеть слуховые аппараты, и надеть их нужно в определенный срок: до 6 месяцев. И, неправда, что все вокруг скажут, что рано, что нужно подождать, что слуховые аппараты портят слух и одевать их нужно только в крайних случаях! Нужно слушать ВРАЧА! Ведь промедление со слухопротезированием в первый год жизни, влечет за собой отставание в речевом развитии. Если ребенок не слышит звуки, он не понимает речь, поэтому не начнет говорить или начнет говорить позже, со значительными нарушениями.

Читайте также:  Мирамистин - инструкция по применению, показания, противопоказания, побочные

Помните, что современные слуховые аппараты, это не те устаревшие аппараты, которые Вы видели на бабушках. Современное слухопротезирование это:

Но, есть потери слуха, при которых не сможет помочь никакой, даже самый мощный слуховой аппарат: это глухота! Это страшные слова, их страшно говорить врачу и страшно услышать маме: Ваш ребенок не слышит. И Вы понимаете, что самый лучший, самый красивый в мире малыш никогда не станет музыкантом (или врачом, или актером). Потому, что он глухой. Разве можно передать все горе и отчаяние, которое охватывает родителей, бабушек и дедушек. Главное, чтобы Вы не остались одни в этот момент. Врачи и педагоги Областного детского сурдологического центра МКМЦ «Бонум», помогут Вам справиться со всеми трудностями.

На сегодняшний день — глухота это не приговор. Существует проверенный, эффективный и безопасный метод реабилитации детей с тотальной глухотой. Это кохлеарная имплантация.

КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ — это система мероприятий и технических средств, направленная на восстановление отсутствующего физического слуха.

Комплект кохлеарной имплантации состоит из двух частей: внутренней и наружной. Внутренняя (имплантируемая), хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку во время операции. Наружная часть — речевой процессор носится за ухом или пристегивается к одежде малыша.

Как работает система кохлеарной имплантации?

1. Микрофон воспринимает окружающие нас звуки и передает их в речевой процессор.

2. Речевой процессор анализирует звуки и кодирует их в последовательность электрических импульсов.

3. Эти импульсы антенна-передатчик посылает через неповрежденную кожу к кохлеарному импланту.

4. Имплант передает электрические импульсы на электроды в улитке, где происходит стимуляция волокон слухового нерва.

5. Слуховой нерв воспринимает электрические импульсы и посылает информацию в слуховые центры мозга. Мозг распознает переданные сигналы как звук.

Показания к кохлеарной имплантации

· Двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота (средний порог слухового восприятия на частотах 0,5, 1 и 2 кГц более 95 дБ)

· Пороги слухового восприятия в свободном звуковом поле при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов превышающие 55 дБ на частотах 2-4 кГц

· Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов (у детей, перенесших менингит, этот промежуток может быть сокращен)

· Отсутствие когнитивных проблем

· Отсутствие психологических проблем

· Отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний

· Готовность родителей к длительному послеоперационному реабилитационному периоду занятий с аудиологами и сурдопедагогами

Противопоказания к кохлеарной имплантации являются:

· Полная или частичная, но значительная, облитерация улитки

· Ретрокохлеарная патология (поражение слухового нерва, невринома слухового нерва и проч.)

· Отрицательные результаты промонториального теста

· Сопутствующие тяжелые соматические заболевания (хроническая почечная недостаточность, декомпенсированные пороки сердца и т.д.)

· Наличие очаговой патологии в корковых или подкорковых структурах головного мозга

· Отсутствие стремления к многолетней работе с сурдопедагогом после имплантации или отсутствие поддержки членов семьи и их готовности к длительной реабилитационной работе

Отдельно хочется затронуть тему преимущества проведения кохлеарной имплантации в раннем возрасте.

Чем раньше выявлена потеря слуха, тем раньше можно провести кохлеарную имплантацию. Если операцию провели рано, до того как малыш научился говорить, то речь ребенка может развиваться спонтанно, практически так же, как у их слышащих ровесников.

Чем позже сделана операция, тем больше усилий родителей, занятий с педагогами Вам потребуется, тем сложнее ребенку понимать окружающих людей , и научиться говорить.

В настоящее время имплантацию у детей проводят уже на первом году их жизни.

Я искренне верю, что пройдет несколько лет (для кого-то 2 года, для кого-то 3) и Ваш изумительный ребенок прибежит из детского сада и скажет Вам: » Маасьа, ся, я дя атя» что означает: «Мамочка, садись скорей, я дам тебе конфетку». И это будут самые приятные моменты Вашей жизни. И пусть в первое время понимать его будете только Вы, наступит момент, когда уже совсем взрослая и красивая дочка или умный и сильный сынок, закончив школу, поцелует Вас и совсем по-другому скажет: «Спасибо за все, милая мамочка». И тогда Вы вспомните всех тех людей, кто поверил в Ваши силы, кто был с Вами в те трудные первые годы. Так давайте вместе с вами станем этими добрыми людьми и поможем глухому ребенку выйти из мира глухонемоты. Пусть он услышит мир и заговорит.

Ссылка на основную публикацию
Что делать, чтобы очки для плавания не запотели Swim Life
1E033 Arena Очки для плавания COBRA ULTRA Стартовые очки Arena Cobra Ultra – последняя разработка специалистов компании Arena, которая поражает...
Что делать, если болит голова методы лечения, лекарства, народные рецепты, профилактика
Лечить, не калеча. Невролог о том, как правильно бороться с головной болью Вряд ли в вашем окружении найдется человек, у...
Что делать, если болит горло после курения
Ком в горле после курения Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам. У...
Что делать, чтобы появилось молоко после родов
Когда после родов появляется молоко Лактация у женщин начинается с выработки молозива. Только через несколько дней после появления молозива начинает...
Adblock detector